Она не может порицать и быть неудобной. Она - Ваше творение. Соткана из Ваших помыслов, сдобрена Вашими убеждениями и подана под соусом Вашего мировоззрения. В том, что другим она кажется низкой, виноваты только лишь Вы. Ну, впрочем, или те, которым кажется. Нравственность без устали следует за Вами по пятам, накрывая своим черным плащом с прорехами Ваши поступки. Она появилась рядом с Вами давно, Вы даже уже не помните, когда. Сколько Вы себя помните, она была с Вами. Нравственность - это удивительный инструмент, с помощью которого вершатся дела. Всякие - хорошие да не слишком, нужные и не очень.
Нравственность скромна, тиха и незаметна. Она ничуть не хвастлива и не кричит о своих достоинствах на каждом углу. Нравственность может обратиться безнравственностью, не снимая каблуков. Повернувшись в профиль, может быть принята за неё и изгнана. Может совпадать с моралью, а может и опровергать её. Это же Ваша личная установка, замешанная на нравах. Каковы Ваши вкусы, ценности и нравы, такой и вырастет Ваша нравственность. От того, как Вы её воспитаете, будет зависеть многое - Ваши репутация, положение и самочувствие.
А, может быть, нравственность - это совсем иное, это не столько ценности и этические добродетели, сколько неугасаемое стремление жить в соответствии с ними. Это сложно, это нужно, это важно. Далеко не каждый может похвастаться тем, что свою жизнь он прожил, руководствуясь смелостью, благоразумием, честностью, верностью, уважением к старшим. Все до единого знают о них еще со школьной скамьи, но, увы, следовать им во всех жизненных перипетиях не предоставляется возможным. Вот и идём мы на компромиссы со своей совестью, потакая сложившейся обстановке и заглушая голос нашей же воспитанницы, идущий откуда-то издали. Соглашаемся, спорим, пресмыкаемся, идём на уступки.
Это умение слышать голос совести, пронзительный и резкий. Это возможность здраво рассуждать и брать на себя порой непосильный груз ответственности за свои поступки и проступки. Это умение отличать черное от белого в мире, который не терпит контрастов и предпочитает полутона и оттенки. Это не слепая вера в свои убеждения, а повисший вопрос "Верны ли они? Правильно ли я живу?". Это принятие однажды веры, воспитания и знания, а после - осознание того, что преступать их - преступление. Пусть маленькое, внутреннее и от него никто не пострадает, но это - преступление Вашего закона, Ваших границ.
Нравственность - это не столько способность, положа руку на сердце, сказать, что ты живешь по идеалам, сколько способность сказать, что ты стараешься жить не вразрез со своей нравственностью. Она-то и есть судья, меч и палач. Ад - это ты.
Система ценностей у большинства из нас практически идентична. Даже закоренелые уголовники знают, что одобряется, а что нет, что нравственно, а что - безнравственно. Вот не факт, что понимают и принимают. Но беда-то в том, что нравственность не скована никакими границами и законами, кроме установленных нами же. Она свободна, она дисциплинирует сама себя. Но не у всех хватает этого разума воли, этого разума сердца, чтобы ею дышать. Мало кто объясняет ребенку, еще не сформировавшему свой мир, детали. Убивать, грабить, насиловать - безнравственно. Все усвоили, все согласны. Но кто поможет понять, нравственно ли, предположим, дружить только с представителями противоположного пола, нравственно ли быть замкнутым, и безнравственно ли давать списывать. Нравственно ли бить детей? А шлепать? Проститутка, зарабатывающая для парализованной мамы, поступает более безнравственно, чем юная благополучная охмурительница, жадная до бесплатных коктейлей и звонкой монеты? Об этом не говорят, это предпочитают не обсуждать, перекладывая на хрупкие плечи наших детей. А они - в растерянности, в непонимании и незнании задают эти вопросы тем, кто рядом. Или же сами находят ответ. Думая, что если он совпадает со всеобщей моралью, то он верен. Воспитывая будущих людей, только задают тон, озвучивая основные моменты, а остальное, мол, додумайте сами. Пребывая в полной уверенности, что они сильные и с этим справятся. А так ли это? И нравственно ли с нашей стороны? Наши дела всё чаще чураются наших слов, делая вид, что с ними не знакомы. А нравственность перекочевывает на бумажные и электронные носители, превращаясь в тлен...