Все разведки мира при легендировании своих сотрудников обязательно подбирают подходящий псевдоним, часто их бывает несколько. Соответственно снабжают и реальными паспортами под новое имя. Кроме залегендированного имени присваивают и позывные, которые могут меняться во времени, а также в зависимости от реальной ситуации. Пример из «17 мгновений весны» Юлиана Семенова», у одного и того же «Штирлица» было несколько имен не только в работе за рубежом, но и в СССР. Ему шли сообщения: «Юстас – Алексу. …». Ответные сообщения шли с совершенно иными именами и позывными. Правила конспирации требуют тщательного подхода в определении псевдонима. Он не должен никоим образом выдавать отличительные признаки человека. Например, для высокого сотрудника нельзя давать псевдоним и позывной, указывающий на его рост (большой или маленький), так как в любом случае конкурирующая организация в качестве зацепки для анализа обязательно обратит на это особое внимание. Только в кино возможны такие заметные клички или псевдонимы, но там работают не специалисты, а консультанты скромно умалчивают о некоторых особенностях (часто в качестве консультантов и привлекаются работники весьма далекие от оперативной работы).
Моду на псевдонимы задали в свое время царствующие особы, которые еще раньше стали публиковать свои идеи под ложными именами. Так, кесарь Константин Х Дука (Византия, 1059—1067 гг.) для достижения престола некоторое время скрывался под ложными именами. Его сподвижники подкидывали подметные письма, которые вызывали страх у правящего в тот период Исаака Комнина (1057—1059 гг.). Страх, вызванный этими письмами, заставил Исаака Комнина постричься в монахи, освободив место Константину Х Дука. Но его царствование завершилось бесславно, не сумел противостоять туркам-сельджукам.
В России мода на псевдонимы была поддержана и в царствующем дворе. Екатерина Великая подписывала веселые пьесы (И.Е.В) – дословно – Императрица Екатерина Великая. Там, где не просматривалась особая популярность, например, рассуждения о нравственности или законопослушании, она подписывала просто: «Правдомыслов», «Любомудров», «Угадаев».
Внук Екатерины Александр подписывал свои произведения «R. de P.». Такая подпись имела и расшифровку: "граф Романов Петербургский".
Многие из нас также по жизни выступают не только под своими именами, мы иногда используем псевдонимы. Они несколько упрощают последующее общение.
Кроме псевдонимов используются:
Криптонимы – ложные имена, которые не позволяют точно выявить конкретного человека.
Гетеронимы – авторские имена, с помощью которых можно распределить творческую деятельность на разные направления.
Аллонимы – подписывание произведений реально существующим именем другого человека или исторической личности. Например, Илья Муромец или Алеша Попович.
Литературная маска – автор, имя которого вымысел. Вспомним по этому поводу А.С. Пушкина с его рассказами Белкина.
Астроним – обозначение имени в виде какого-либо типографского знака. Знаменитая мадам Вонг баловалась литературными опусами и подписывала свои произведения «***».
Автоним – так называют реальное имя человека, скрывающегося под псевдонимом.
Псевдоним Иван Иванов стал нарицательным для обозначения россиян за рубежом. Когда интересуются именем выходцев из России, то часто такое имя присваивают, если не могут запомнить настоящее или предложенное для общения. Работа под псевдонимом позволяет женщинам взглянуть на ситуацию мужским взглядом, а мужчинам – женским.