Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Корней Чуковский
В царской, дореволюционной России празднование дня рождения не проводилось, но ежегодно справлялись именины. Подобная традиция обусловлена тем, что день рождения – это праздник мирской, в свою очередь, именины – это празднование рождения духовного. Именины имеют неразрывную связь с таинством крещения. Имя новорожденному выбиралось по святцам – христианскому календарю имен, в котором каждый день является днем почитания и прославления одного или нескольких православных святых. Выбирать имя можно было в день, когда ребенок родился; на восьмой после рождения день, так как числу восемь соответствует представление о вечности, а, значит, и о Царствии Небесном; и на сороковой день, когда проводился обряд крещения. Имя ребенку нарекали по святцам с тем, чтобы на небесах у него был одноименный покровитель. Нередко именины называют Днем Ангела, однако не стоит путать это название с таким христианским понятием, как Ангел-Хранитель.
Празднование именин начиналось с посещения семьей именинника церковной службы, где перед иконами ставились свечи за здравие, а виновник торжества обязательно прикладывался к образу с изображением своего небесного тезки. Именно традиции празднования именин, столь тесно связанные с церковными обрядами, стали причиной запрета Дня Ангела и замещения его на День Рождения. Провозгласив религию опиумом для народа и пережитками прошлого, которые недостойны существовать в новом, революционно-пролетарском государстве, советская власть развернула борьбу не только с самой религией, но и со всем, что прямо или косвенно могло бы о ней напоминать. Так, в 20-е годы под запрет даже попало стихотворение Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха», в тексте которого всего-навсего трижды звучит слово «именинница».
Комиссары советской власти, развернувшие идеологическую борьбу с христианством, не просто запрещали сложившиеся веками церковные обряды и праздники, но активно изобретали новые. Так, взамен обряду крещения некоторое время имел место быть революционный и даже несколько дикий ритуал красных крестин, которые также получили название «октябрины» или «звездины». Церемония звездин проводилась в заводских клубах или же в каком-либо другом заводском помещении, которое обязательно украшали большой красной звездой, советским флагом и портретами вождей. Для проведения обряда на трибуну приглашались родители с новорожденным и почетные родители, они же красные кумовья. Тут же сотрудница ЗАГСа предлагала выбрать революционно-коммунистическое имя новому гражданину Страны Советов, которое заносилось в свидетельство о рождении.
В качестве «батюшки» чаще всего выступал третий секретарь по идеологической линии, который осенял коммунистической звездой новонареченного и, если можно так назвать, давал ребенку ее поцеловать, другими же словами, просто прикладывал звезду к губам младенца. Также идеолог вместо нательного крестика водружал на грудь «озвезденного» главный символ коммунистической партии – красную октябрятскую звезду. После этого родители клялись воспитать свое перепуганное и, чаще всего, орущее чадо согласно заветам партии Ленина, а красные кумовья обещали стать наставниками новоиспеченного гражданина и следить за тем, что дите вырастет истинным коммунистом и богоборцем. В завершение ритуала в порядке очереди и возрастания статуса к ребенку подходили октябренок, юный пионер, молодой комсомолец и, конечно же, заслуженный коммунист. Смысл их поздравления и наставления сводился все к тому же, что и клятва счастливых родителей и кумовьев. Следует отметить, что вся церемония проводилась под звуки революционных маршей и коммунистические лозунги красных комиссаров, которые нередко и становились почетными родителями.
В основном звездины проводились в городах, а вот села весьма неохотно отказывались от давно сложившихся устоев в пользу вновь изобретенных традиций. К счастью, этот коммунистически-сатанинский ритуал не нашел широкого распространения и вскоре звездины стали лишь частью той, давно минувшей истории.