icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Интересные факты

Где и когда возник суфражизм и кто такие суфражистки?

  • 5074
  • 9

Где и когда возник суфражизм и кто такие суфражистки?

В
Вряд ли кто из мужчин любит феминисток. Хоть и сказано в писании «Возлюби врага своего». И действительно, истошная борьба современных феминисток заставляет считать, что в мужчинах эти дамы видят врагов, с каковым врагом они сражаются самоотверженно. Хотя, думается, борьба эта напрасна. Милое различие между мужчиной и женщиной нынешним феминисткам не уничтожить.

Различие это не только милое, но и малое. В большинстве современных стран мира различие в анатомии и физиологии мужского и женского организма – последний камешек, оставшийся от некогда могучих стен, деливших весь мир на мужскую и женскую половину.

Стен, заметим, не природных, но социальных. Они были возведены давным-давно, когда мир за пределами семьи / племени был враждебным, и залог всеобщего выживания виделся в одном – окружить наиболее ценных и слабых, женщин и детей, защитой из тел сильных, агрессивных и злобных мужчин. И так было везде: женщина хозяйничает внутри, дома, мужчина представительствует снаружи, на улице, в городе, в стране.

В принципе, такое разделение на мужской и женский мир было вполне естественным. Рожать могла только женщина. Мужское же видимое превосходство и немалые социальные преимущества оплачивались тем, что мужчины были своеобразным расходным материалом. До 40 лет не многие из них доживали. Многие не доживали даже до периода репродукции, умирали, не дав потомства, и их гены исчезали из генофонда навсегда.

Но времена меняются, и человечество меняется вместе с ними. Уже в 18-м веке стало очевидно, что женщинам тесновато на «женской половине». Особенно в слабо населенной Европе, где женщины то и дело выходили на политическую сцену. За примерами далеко ходить не надо: Жанна д’Арк. Да и правительниц женского пола в истории всех стран Европы было достаточно, от Англии, до Италии и России.

Ту французскую революцию, которую принято называть Великой, и от которой отсчитывают период, называемый «новой историей», в немалой степени заварили женщины. И не только заварили, но и продолжали в ней участвовать. Иной раз с серьезным ущербом для себя. Олимпия де Гуж (1748 —1793) которая представила национальному собранию Франции «Декларацию прав женщины и гражданки», утверждавшую равноправие женщин, закончила жизнь на эшафоте, успев сказать красивые слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». Теруань де Мерикур (1762 — 1817) участвовала во взятии Бастилии, была хозяйкой революционного салона и предводительствовала отрядами революционных женщин в Париже. Таких отрядов в городе было много. Однажды Теруань окружили «идеологические противницы» и, раздев донага, жестоко избили. Могли бы и убить. Дамы, воспламененные революционными идеями – страшная толпа. От всего происшедшего бедняга Теруань лишилась разума. Последние 24 года своей жизни она провела в психиатрической лечебнице. За это время в положении французских женщин произошли изменения к худшему. В 1795 году им запретили появляться в общественных местах, а также на любого рода политических собраниях. В 1804 году появился указ императора Наполеона, согласно которому женщина лишалась всех гражданских прав и должна была находиться под опекой у мужчины: отца или мужа. Все равно, как в эпическом указе ПетраI: «Курица – не птица, женщина – не человек»

Революция закончилась, но движение женщин за свои права продолжалось. Лозунг этого движения был достаточно прост: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Женщины требовали равноправия в браке, в правах собственности, в получении образования, в свободном выборе профессий. Требовали они и предоставления женщинам избирательного права. По-французски «избирательное право» — «suffrage». Поэтому женщины-участницы движения за предоставления женщинам избирательных прав стали называться «суфражистками».

Суфражизм возник в конце 19-го века в основном в Великобритании и в США. В этих странах была на тот момент самая развитая судебная система, и человек был наиболее защищен юридически. Как следствие, даже не самые образованные члены общества разделяли чувство социальной справедливости и всеобщего равенства перед законом. А там, где равные обязанности, там должны быть и равные права. Не так ли?

Поэтому, хотя суфражистки принадлежали к образованным и небедным кругам, свою борьбу они вели за равноправие всех женщин, в том числе, бедных и неграмотных.

Одной из идеологических основ суфражизма считается работа английского либерального философа Джона Стюарта Милля «Подчинение женщин», опубликованная в 1869 году. В этой работе, прогремевшей в свое время по всей Европе, он отметил: «Законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна».

Как уже было сказано, в Европе представительницы прекрасного пола абсолютно бесправными не были никогда. Они вмешивались в политические дела, даже не будучи наделенными какими-либо правами на государственном уровне. Влияние на правителей и на политиков – да еще какое! – оказывалось через спальни и через светские салоны. Но все же роль метрессы и роль официального политика – разные роли. Как тут не согласиться?

В своей борьбе суфражистки были активны, как всегда активны бывают женщины, если хотят добиться своего. Они применяли в основном ненасильственные методы гражданского неповиновения: выходили на демонстрации и выставляли пикеты с плакатами. Были в ходу и более решительные действия. Дамы садились на трамвайные или железнодорожные рельсы, приковывали себя к оградам или воротам. Но суфражистки не стеснялись радикальных методов в своей борьбе. Ведь радикализм в конце 19-го века был в моде. Разгневанные женщины иногда разбивали витрины магазинов или устраивали нападения на полицейских, забивая их с помощью подручных средств, главным образом, зонтов. Это только кажется смешным. Но мало кто бы из мужчин захотел оказаться в окружении возбужденных и кричащих дам, вооруженных колющими орудиями (а зонтик – оружие колющее). А если учесть, что британские полицейские оружия не имели, им можно было бы только посочувствовать.

Да что там полицейские! Сам сэр Уинстон Черчилль вынужден был завести телохранителей, когда узнал, что суфражистки собираются похитить его сына. Вообще он был невозмутим, ироничен, любил хороший коньяк и сигары. Всем этим сэр Уинстон вызывал у многих суфражисток приступы бешенства. Когда одна из таких «змеек» публично обозвала его «бездушным пьяным мужланом», он, не долго думая, ответил: «Я-то пьян, но завтра протрезвею. А у вас ноги кривые, и всегда такими останутся» В самом деле, скотина! О чем вскоре его известила суфражистка Тереза Гарнет. В Бристоле она ударила Черчилля зонтом и закричала: «Английская женщина заслуживает уважения! Знай об этом, грязная скотина!». Между прочим, в те годы женские зонтики были достаточно тяжелы.

Да что там Черчилль, будь он хоть трижды Первый Лорд Адмиралтейства (то есть, по-нашему говоря, военно-морской министр Британской империи)! Суфражистка Эмили Уайлдинг Дэвидсон 4 июня 1913 года бросилась под ноги королевского коня на скачках в Дерби. Но лошадь – совсем не галантный сэр Уинстон Черчилль. Эмили была тяжело ранена ударами копыт и в результате скончалась. Она стала мученицей и героиней суфражистского движения. Впрочем, борьбе за равные права этот подвиг принес больше вреда, чем пользы. Многие мужчины в Англии заявили: «Да эти суфражистки – все психически ненормальные! И таким давать право голосования?!»

Надо сказать, что примерно эту же мысль развивает Л.Н.Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина». Не многие знают, что роман этот был написан против суфражистского движения (или, как его чаще называли в тогдашней России, против «эмансипации») Перечитайте роман, и увидите, что для Л.Н.Толстого Анна – отрицательный персонаж. «Дура-баба, не знает, чего хочет!» Кажется, суровый граф не раз повторял эту фразу в процессе написания романа.

Так что суфражизм внес свой вклад и в мировую литературу. И не столько романами Жорж Санд. Которую, как известно, звали Амандина Аврора Люсиль Дюпен, и которая была одной из первых суфражисток в Европе, еще до появления этого слова в лексиконе политиков и общественных деятелей.

Так или иначе, но активная борьба женщин за свои гражданские права начала давать результаты уже в 19-м веке. Первыми, в 1893 году, получили избирательное право женщины в Новой Зеландии. Следом за ними, в 1902 году этого же добились и женщины в Австралии. После окончания Первой мировой войны в британском Парламенте был принят закон о предоставлении избирательного права состоятельным женщинам в возрасте старше 30 лет. А в 1928 году в Великобритании было установлено полное равноправие для женщин. В России, женщины были уравнены в правах с мужчинами после Февральской революции 1917 года.

Которую, кстати, никто не предвидел. А началась эта никем не ожиданная революция с протестов петроградских женщин, которым невозможно стало кормить свои голодные семьи.

mas
Марк Блау

Колесо в автомобиле меняем сами! За что боролись, на то и напоролись!
А заодно своим телом рекламируем и автомобиль, и колеса, и бифштексы. Нет, дамочки, есть еще против чего бороться!

mas
Марк Блау

Светлана, это разные поколения одного и того же движения за освобождение женщин:
1. Избирательное право - суфражистки
2. Равная оплата за равный труд - условно говоря, социалистки
3. Равенство в сексе - условно говоря, сексуальные революционерки (1960-1970-е года)
4. То, что называется феминизмом сейчас. Честно говоря, за что они борются, не понимаю. Впрочем, в России женщинам еще есть за что бороться. Уровень 2 еще не для всех пройденный этап.

pro
Семен Цыгановский

Про Черчилля есть еще один анекдот. Какая-то дама сказала ему, что он такой противный, что будь она его женой, уж точно подсыпала бы ему яду в кофе.
- Будь я вашим мужем, мадам, - был ответ - я бы с радостью этот кофе выпил.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+