Залив оказался идеальной пристанью для кораблей. В 1531 году здесь был основан форт Рио-де-Жанейро. Довольно скоро форт превратился в город с тем же названием. До 1960 года Рио-де-Жанейро была столицей Бразилии. Здесь смешались все расы и все сословия. Сюда заходило множество кораблей. Здесь было жарко и не слишком тянуло работать. Тем более, что выжить здесь можно было без излишнего надрыва. В результате чего получился город веселый и беззаботный. Филиал рая на Земле.
Из Европы вся Америка казалась недостижимой планетой. А жаркая Бразилия и ее славная столица виделись вообще чудесной сказкой. «Увижу ли Бразилию до старости моей?» – сокрушался лирический герой Киплинга. А главный герой романов И.Ильфа и Е.Петрова, Остап Бендер, называл Рио-де-Жанейро своей хрустальной мечтой. В самом деле, было о чем мечтать! Мулатки, солнце, бразильский кофе, и полтора миллиона человек. В три раза больше, чем в Одессе! Причем, все поголовно в белых штанах. Остап рвался в Рио всей душой. Но – не срослось! Пришлось уйти в управдомы. Произошло это приблизительно в 1931 году.
По удивительному стечению обстоятельств именно тогда, когда Остап Бендер похоронил свою заветную мечту, в Рио-де-Жанейро был открыт монумент, ставший знаменитым на весь мир. Этот памятник дополнительно прославил город и стал его узнаваемым символом. Не всем посчастливилось побывать в Бразилии, но статую Христа-Искупителя (Cristo Redentor), воздвигнутую над самым крупным бразильским городом, видели, вероятно, все. На всех континентах.
Знаменитая статуя венчает вершину горы Корковаду (что в переводе с португальского означает «горбун»). Корковаду – гранитная скала высотой в 710 метров. На вершину взобраться непросто, подъем очень крутой. Поэтому обычно туристы поднимаются туда по железной дороге (кремальере). Поезда кремальеры движутся по трем рельсам. Два из них – обычные, а третий находится посередине. Он – зубчатый, и поезд поднимается, благодаря нескольким шестеренчатым колесам, находящимся в зацеплении с этим рельсом. Железная дорога была построена в 1884 году. Ее длина составляет 3.8 километра. Добраться до вершины Корковаду можно и на автомобиле по дороге, которая проложена через национальный парк Тижука, покрывающий склоны горы. Естественно, что спортсмены могут попробовать забраться на вершину пешком по более пологому, северному, склону. А для скалолазов проложено несколько маршрутов различной сложности по отвесной южной стороне горы.
С верхней станции горной железной дороги 223 ступеньки ведут к подножью статуи высотой в 38 метров, стоящей на 8-метровом пьедестале. Статуя изображает Иисуса, руки которого распростерты в благословляющем жесте. Поэтому издали статуя выглядит как грандиозный крест. Общий вес памятника — 1145 тонн. В глубине пьедестала спрятана скромная часовня.
Идея поставить над городом статую Христа-искупителя возникла у городских властей Рио-де-Жанейро в 1921 году. Они решили, что это будет достойный памятник приближавшемуся столетию национальной независимости Бразилии. Эту годовщину должны были отмечать в 1822 году. Средства на сооружение памятника были собраны по всенародной подписке. В сборе денег приняла участие и католическая церковь. Сооружена статуя была за девять лет.
В то время в Бразилии не было производства, которое смогло бы изготовить детали столь большого монумента. Статую делали из железобетона и красивого бело-синеватого минерала талькохлорита. Голову и руки для памятника сделал скульптор Поль Ландовски. Внутренний железный каркас также изготовили во Франции. Готовые детали везли из Франции в Рио по морю.
Железная дорога на вершину Корковаду, о которой уже говорилось, была построена гораздо раньше. Во время строительства ее использовали для доставки деталей к месту сборки.
12 октября 1931 года строительство памятника завершилось. Монумент был освящен епископом Рио-де-Жанейро. Очень скоро статуя стала символом Рио-де-Жанейро, а 7 июля 2007 года она была избрана одним из новых семи чудес света.
Статуя – не только художественное произведение, но также и выдающееся инженерное сооружение. В Бразилии часто бушуют тропические ураганы. 38-метровая статуя противостоит дождям и жестоким порывам ветра. Приблизительно четыре раза в год в статую ударяет молния. Во время последних ударов, в декабре 2013 года и ночью 16 января 2014 года были отколоты кончики среднего и большого пальцев правой руки. Для таких случаев дирекция памятника хранит запасные камни, доставленные из Франции еще во время строительства, и проводит оперативный ремонт повреждений.
1.8 миллиона туристов каждый год поднимаются на вершину Корковаду к подножию памятника Христа-Искупителя. Отсюда открывается захватывающий вид на весь залив Гуанабара, на окрестные горы и на весь город. Желающие могут снять вертолет и всего за несколько минут облететь весь город, покружиться над заливом и подняться к вершине и даже еще выше, чтобы взглянуть в лицо гигантской статуи.