Конечно, они его празднуют, но, скорее всего, как дань новомодным традициям, пришедшим к ним вместе с Советской властью, поэтому не ожидайте, что вы попадёте на настоящее праздник Нового Года в городе Ханты-Мансинске именно в ночь на 31-е декабря.
Город этот вовсе не заколдованный, находится он в центральной части Западной Сибири у самой реки Иртыш. Расстояние до Тюмени – 950км., а до Москвы – 1 900.
И это не просто город!
Это столица Ханты-Мансинского автономного округа – Югра, входящей в состав Тюменской обл., и являющейся полноправным субъектом РФ. ХМАО находится в Уральском федеральном округе.
Вот в этой части Сибири начало Нового Года отмечают весной! Примерно, в конце марта – начале апреля.
И вовсе не потому, что жители ХМАО большие шутники, хотя и любят пошутить над тем, что Манты-Хансинск звучало бы вкуснее, а потому, что у ханты и манси нет понятия «месяц» в привычном для нас понимании – 30 дней.
У них нет привычных нам недель и часов, всё зависит от природного ритма, поэтому и «месяц» может быть как 15 дней, так и 90.
А весной у коренных народов сынских, куноватских, ваковских, сосьвинских, каэмских хантов и мансов происходит смена промысла.
В эти первые весенние дни заканчивается зимняя охота, начавшаяся в ноябре, и начинается сезон «охоты рыбьей», потому, как прилетает очень важная первая весенняя птица – ворона.
В верованиях хантов и мансов ворона, так же, как и гусь, журавль и другие перелётные птицы, играют роль связующего звена между главным богом Торумом и людьми.
Птицы часто упоминаются в родовых легендах и сказаниях коренных жителей Севера, их изображения встречаются на тотемных столбах различных родов, но к вороне отношение всё-таки особенное.
По старым легендам именно ворона своим карканьем разбудила жизнь в тундре, от её громкого голоса проснулись спящие глубоко под могучей рекой Обь первые люди, и раскрылась земля вплоть до Уральских гор, и вышли проснувшиеся люди на поверхность Земли, чтобы жить на ней, трудиться, радоваться и рожать детей.
И день тот был седьмым от начала «месяца твёрдого наста» - ун кер тылыщ 7 мет хатл.
С тех самых пор благодарные люди и празднуют Вороний день – Урин эква хотал – Вурна хатл.
Празднуют этот день, когда прилетают первые вороны и своим громким «Ка-а-ар!!!» вновь будят тундру, возвещая всем живым: «Весна пришла! Празднуйте дни пробуждения от долгого зимнего сна! Идёт тепло и солнце! Ка-а-ар! Ка-а-ар!!!»
В связи с христианизацией народов ханты и манси этот праздник приурочен к Благовещению (7 апреля), но частенько обские угры, а с ними и ханты с мансами отмечают его всё-таки по старинке, и со второй субботы апреля начинают готовиться к своему весеннему Новому Году, ожидая вестницу весны – ворону.
С 2013 года в Югре официально разрешили справлять Вурна хатл так, как делали это их предки и не связывать напрямую Благовещение с языческими обрядами Урин эква хотал.
Шаманы, одетые в костюмы с украшениями из перьев, начинают бить в бубны особым ритмом, зазывая к стойбищу ворон. Считается, что ворона прилетит на эти звуки.
Поскольку ханты верят, что крик вороны несёт пробуждение силам природы, то неудивительно, что именно ворона считается покровительницей женщин-матерей и их детей. А женщина всегда являлась продолжательницей рода, так что отношение и к празднику, и к священной птице у обских народов особенное.
Особенный и праздник.
Услышав мерный звук бубна, дети сплетают из камыша и веток гнёзда, украшая их ленточками, яркими лоскутками, бусинами и монетками – для вороны.
Чем больше будет развешано гнёзд, тем добрее и щедрее к людям будет священная птица, тем удачливее будет год, и тем больше родится в семьях детей.
Так же собирают дети для вороны щепки и мелкие веточки – это тоже дань традиции. Раньше, когда ещё не было подгузников «Памперс», на дно люльки клали цап – стружки из мягкой древесины.
«Использованный по назначению» цап складывали в одно место со всего селения, обычно рядом с каким-либо пнём, для того, чтобы прилетевшая ворона могла на пеньке отдохнуть перед долгими весенними хлопотами, а в этом цапе погреть свои замёрзшие лапки.
Чем больше цапа – тем теплее, а чем теплее вороне, тем щедрее она к добрым людям.
Теперь она не должна забыть отблагодарить их за доброту, пожелав перед тем, как улетать: «Пусть здесь родятся мальчики, пусть здесь родятся девочки. Пусть будет здесь много детей! Пусть будет здесь много цапа, чтобы могла я здесь хорошо греть свои лапки!»
Старики говорят, что ворона радуется вместе с людьми рождению каждого ребёнка, поэтому самый верный оберег для дитя – метёлочка из вороньих перьев.
Пожалуй, так оно и есть! Если кто видел, как вороны защищают свои гнёзда и воронят, тот охотно поверит в то, что дух вороны способен защитить и людского *воронёныша*, особенно, если это дух священной вороны!
А кто из детей первым увидит на Новый Год ворону – тому она будет покровительствовать весь год, и принесёт в дом здоровье, удачу и достаток!
«Ворона прилетела – весну на хвосте принесла!» - радостно говорят ханты.
«Крик вороны – весне верный знак!» - вторят им манси.
Начало праздника – для детей.
Гостей окуривают дымом чаги, угощают клюквой и прочими сладостями.
Дети поют вороне весёлые песни, заводят пляски, загадывают желания и, зашептав своё желание в узелок, вешают его на священное дерево – берёзу.
Вообще, основное место для этого праздника – это место, где растут священные деревья. Им поклоняются веками.
Жители ХМАО правильно считают, что дерево берёт свою жизненную силу из земли и уходит корнями в нижний мир – туда, откуда они сами родом, туда, куда уходят их предки, туда, куда им самим предстоит уйти со временем.
Крона же дерева – связь с верхним миром, где живут невидимые человеческому глазу духи.
Ствол – это средний мир, с которым человек соприкасается с часа своего рождения и до последнего своего вздоха.
Но у мужчин и у женщин священные деревья разные!
У женщин и детей – берёза.
К берёзе идут женщины, принося ей свои нехитрые дары: цветные лоскутки, кусочки меха, монетки, сушки и пр., и, повязывая их на гибкие ветки, разговаривают с белоствольной, испрашивая у неё чаще всего здоровья родным и семейного благополучия.
Детский праздник заканчивается древним священным ритуалом – поклонению духу Огня, во время которого пожилая уважаемая женщина снимает платок с головы маленькой девочки и «дарит» его духу Огня, кидая детский платок в священный костёр.
Девочке же дарится новый платок, который женщина снимает со своей головы.
Этот обряд символизирует связь поколений и считается обязательным действием в Вороний день.
Наступает время мужчин.
На священной земле, куда запрещено вступать женщинам, растёт священное дерево мужчин – кедр.
Здесь редко можно увидеть цветные ленточки, здесь приветствуются иные дары.
Ворона принесёт тёплые дни лишь в обмен на тёплую кровь.
Здесь мужчины приносят в жертву оленя.
Животное покрывают шкурой лисицы и, прокричав трижды: «Туруму!», призывая духов проснуться и принять эту жертву, закалывают оленя одним движением, как делали это их предки веками.
Прямо под корнями священного кедра тушу разделывают, поднося каждому по куску сырой оленины и по чашке живой крови, а череп и шкуру оставляют на дереве.
Пройдёт совсем немного времени и жертвенная плоть перекочует из под ветвей кедра на богато убранные столы.
Здесь не только свежая оленина, здесь и уха из трёх рыб (щука, окунь и муксун), мясной суп из тетерева (эта птица не считается священной), вкуснейший саламат и много печева.
Как только оленина попадает на стол, женщины, подражая крикам птиц, зазывают всех на общую трапезу.
А после сытной еды устраивают танцы и игрища.
К исполнению обязательны «Акань», «Куринька» и «Ойкайкв».
Молодёжь развлекается бегом с палкой (каюрские бега), метание тынзяна на хорей, тройной национальный прыжок и, конечно, национальная борьба нюлтахл и хапсагай (борьба на поясах).
Длиться праздник может не один день, как говориться: пока будет желание.
Этот Новый Год – первый весенний праздник жителей ХМАО чудом сохранился с далёкой древности.
Да, конечно, время меняет всё. Но! Даже время отступает перед столь древней верой в духов и покровителей хантов и мансов.
Эти народы свято верят, что их духи живут в каждом живом существе, будь то большой олень или маленькая травинка.
Поэтому и празднуют они свой Новый Год - Урин эква хотал – Вурна хатл – Вороний день с такой душой и с абсолютным счастьем в сердцах.
Ка-а-ар!!! И вам удачи!!!