- Самая продвинутая страна в мире в области машиностроения.
- Самые передовые позиции в электронике.
- Занимая сравнительно небольшой клочок суши, научилась использовать каждый ее квадратный сантиметр.
- Первой начала перерабатывать мусор и создавать из него искусственные острова.
- Народ отличается редким хладнокровием и самоотверженностью в минуты смертельной опасности.
- Практически у всех японцев необыкновенная работоспособность.
Кое-кто не забудет упомянуть о гейшах и самураях, камикадзе и саке. Но главным останется вопрос: как граждане страны Восходящего Солнца сумели выработать в себе стойкость и преданность, прежде всего, своему государству, потом корпорации, которой верно служат. Объяснение, конечно же, лежит в традициях японской культуры и в исторически сложившихся условиях жизни.
Но есть еще один аспект – воспитательно-образовательный, и японцы не скрывают, что позаимствовали его у советского учителя Макаренко. Японцы (и не только они) почтительно называют Антона Семеновича отцом мировой педагогики. Из его наработок умное руководство японских компаний успешно использует следующее: мотивированный труд, жесткую дисциплину, гибкую систему поощрений и «чувство локтя», то есть умение работать в коллективе и чувствовать себя его самым нужным винтиком. В японской интерпретации учение Макаренко выглядит так:
1. Труд – самоотверженный, результативный, а потому хорошо оплачиваемый.
Труд, выполнять который работник считает честью. А работодатель гордится, что может предложить хорошие условия труда и приличную оплату.
2. Дисциплина – жесткая, бескомпромиссная.
Прийти на работу за полчаса до начала, уйти после того, как дневная норма будет выполнена. Перекуров нет: работник с вредными привычками увольняется сразу же. Пустого времяпрепровождения нет, всё рабочее время рассчитано до минуты. Обед – в строго отведенного для него время. Туалет – по мере необходимости. Учет рабочего времени производится электронными устройствами и передается руководству.
3. Система поощрения, создание стимулов и мотиваций.
Постоянное повышение заработной платы. Чем лучше работаешь, чем больше пользы приносишь, тем больше получаешь. Все об этом знают, а чтобы не забывали, на самом видном месте в любом предприятии (чаще всего в холле напротив входных дверей) вывешиваются два электронных табло. На первом - фамилии работников, и расположены они не по алфавиту. На первом месте выведены иероглифы - «Гордость корпорации», то есть имя работника, который в этом месяце «был очень полезен нашему с вами бизнесу». На последнем месте – «Тот, за которого нам с вами стыдно, но мы с надеждой смотрим на него».
На втором табло - итоги прошедшего года. По мнению руководства, быть отстающим в одном месяце – это «допущенная слабость или упущенная возможность». Но если так выглядит результат за год, то отдел кадров и сам работник будут знать, кого уволят в первую очередь. Табло – это наглядное напоминание о перспективах как радужных, так и печальных. По мнению японцев, прекрасный воспитательный и дисциплинирующий момент.
О денежных премиях тоже не забывают. Их размер напрямую зависит от прибыли предприятия, а она, эта прибыль, никогда не скрывается. Ею гордятся, на ее повышение направлена деятельность всех сотрудников.
Имеется развитая система бонусов, на которые, в частности, можно приобрести акции. С их покупкой работникам помогают юристы компании. «Серых и черных» зарплат на японских предприятиях нет. Расчет заработной платы каждого сотрудника чист и прозрачен. И, прежде всего, это касается руководства. Высокая зарплата топ-менеджеров – это оплата их доли ответственности за прибыль предприятия и его четкую, бесперебойную работу.
4. Ответственность всех и каждого.
Главное качество хорошего работника, по мнению японских работодателей, это чувство коллективизма и преданность компании. Если для выполнения срочного заказа потребуется задержаться на рабочем месте до утра или выйти в выходной, никто не станет возражать. И, главное, наденет на лицо улыбку и будет работать с огоньком. Старание не будет показным. Японцы знают, что чувство локтя и вера в силу коллектива творят чудеса.
Если работник не соответствует занимаемой должности, то его на работу не примут, а если уж приняли, то незамедлительно уволят. И «позвоночное право», так развитое в нашей стране (и не только в нашей), не поможет. Здесь ни один высокопоставленный чиновник не позволит себе позвонить на работу сыну (жене, племяннику, родственнику или другу) и «разрулить» проблему. В Японии «позвоночное право» не существует. Его там нет!
Если кризис больно ударил по экономике, и корпорация понесла убытки, то первыми увольняются (сами!) руководители. «Не справились, не оправдали, не смогли предотвратить, простите», – такие слова они произносят, прощаясь с сотрудниками. Так же поступают министры и президенты, то есть члены правительства. И их не переводят на руководящую должность в другую отрасль экономики. Они идут работать с большим понижением, чтобы вновь заслужить уважение. Потерять лицо – страшная беда. Очиститься можно только самоотверженным трудом, другого пути нет.
Вот так обстоят дела в Японии, а в России о Макаренко (1888-1939) стали забывать. Было время, когда его имя гремело на весь Советский Союз. Педагог новой формации, он создал свою систему воспитания, причем, работал только с «трудными» подростками - таких сегодня помещают в спецшколы и колонии для несовершеннолетних. И, как утверждает статистика, 85 % этих ребят не встает на путь исправления. То есть налицо педагогический брак, а у Макаренко его почти не было. Исследователи насчитали только три имени детей, не захотевших жить по-новому и вернувшихся на улицу.
Феномен? Безусловно. И главное, появился Антон Семенович вовремя: создавалось новое государство, а значит, срочно требовались новые методики в воспитании и образовании. Первая Мировая война, революция, потом гражданская война и последовавшая за ними разруха, жесткая политика первых лет советской власти – вот причины появления большого количества сирот. Они были предоставлены сами себе, жили на улице, вынужденно подчиняясь ее законам. Дети становились легкой жертвой преступников, их вовлекали в банды, они убивали, грабили, воровали. Вернуть детям детство и вновь заставить их поверить, что, кроме зла, в мире живут доброта, уважение к личности, искренность, благородство - задача не из легких. И Макаренко удалось решить ее.
Разумеется, сегодня многим воспитателям педагогические приемы Макаренко кажутся жесткими. Да и обычный ребенок не «урка» из подворотни, а современная школа – это не колония для несовершеннолетних преступников. Значит, применять к современным детям эту методику категорически нельзя.
Но есть у Макаренко и сторонники, которые говорят о системе в целом и о том, что педагогика – наука гибкая и каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Это значит, что любыми наработки нужно использовать творчески. Например, так, как по-восточному мудро сделали это японцы.