- длань – ладонь
- выя – шея
- рамена – плечи
- ланиты – щеки.
Ко второй группе относятся слова, называющие предметы или явления, которых больше нет. Это историзмы. Нет предмета, потому что он остался в каком-то «моменте истории», а значит, и слову в современном языке делать нечего. Нет нынче царей, государей, теремов боярских, да и самих бояр тоже нет. Употребляем историзмы только тогда, когда говорим о конкретном историческом периоде.
Столкнешься с таким вот историзмом, и иной раз оторопь берет. Что за слово непонятное? Где до этого времени жило? Что обозначает? Порой сразу в словарь лезть времени нет, а иной раз и Лень с Неохотой так одолеют, что сдаешься на их милость. Вскоре о неизвестном слове забываешь, так оно и остается неразгаданным.
Собственно, так и было со словом «сусеки». Если честно, то варианты объяснения слова «амбар» тоже понадобились. Было это в «глубоком» детстве, потом слово забылось и выплыло в тот момент, когда сказка «Колобок» стала настольной книгой дочери, а потом и сына. Слово «амбар» объяснила, подведя к сараю. Добавила только, что хранят там не инструменты, мотоцикл и велосипеды, как у нас, а зерно и другие продукты.
Сусек, естественно, показать не сумела, а и дети не слишком настаивали. Но мое любопытство не унималось и требовало удовлетворения. Узнав, что такое сусек, а потом и увидев его, разочаровалась. Ну, нет в этом слове ничего сказочного, и объяснение у него простое, даже прозаическое, и вид не особо презентабельный. Оказалось, что правильно построенный амбар – это настоящее хранилище разных съестных запасов. И для каждой придумано и сооружено свое место. Под потолком, на балке, сушатся лечебные травы, грибочки, яблоки и веники для баньки. А внизу, на полу, хозяин обязательно мастерил деревянные лари.
Плотницкий топор бревно сёк, то есть рубил его или засекал. А потом нужно было закромить ларь, то есть обшить досками. От этих глаголов и возникли разные названия сусека. В одних областях его называли ларь, в других – отсек, в третьих - кадь, наверняка, используя как разновидность слов «кадка» или «кадушка». А были еще короба и дупляники, которые делали только из липы.
Итак, сусеки сколачивали из деревянных досок, потом дополнительно обшивали. Делали непременно с крышкой, да с такой, чтобы ни одной щели, даже самой узкой в них не было. Оно и понятно: мыши-полевки, как похолодает, сразу же в такие амбары переселяются. Да и не только им хозяйские запасы по ночам снятся. Разная лесная и степная живность стремится подкормиться чужим добром. Одни только крысы чего стоят!
Форма у сусеков была разная. Иногда их делали в виде круглых чанов, но чаще все же использовали прямоугольную форму. Глубину регулировали, исходя от роста хозяев, а количество сусеков зависело от благосостояния и надежд на грядущие урожаи. И обязательно делали в ларе небольшой наклон, чтобы хозяйке было удобнее набирать муку, зерно или овощи. А рядом на полу делали приступочку для детей и людей небольшого роста.
Выглядел амбар солидно. По краям располагались не очень большие сусеки-лари, с теми запасами, которые предназначались для еды. У центральной стены или у одной из боковых выстраивали огромный отсек для посевного зерна. На полках-лавках стояли жбаны с маслицем, с сушеными ягодами и кадки с соленьями. То есть все запасы представляли собой урожай, выращенный и собранный семьей. Только картофель хранили отдельно, обычно в ямах, вырытых в отдельном помещении – в сарае.
Что же получается? Загадочное слово, этот сказочный сусек, оказывается, обычный деревянный ящик. В нем действительно можно было поскрести и помести, чтобы набрать немножко муки. Правда, мука будет уже не самая лучшая, да еще и с мусором. Но какие претензии к остаткам, да еще в голодное время?!