За миллионы лет эволюции наш биологический вид приспособился к жизни в условиях Земли: мы вдыхаем газовую смесь, содержащую кислород, давление внутри нашего тела уравновешивает давление воздуха вокруг нас, озоновый слой атмосферы защищает нас от ультрафиолетового излучения, а магнитное поле Земли – от потока заряженных частиц солнечного ветра, наконец – наш опорно-двигательный аппарат приспособлен к работе в условиях земной силы тяжести.
Представьте себе теперь, что человек в одночасье лишился всех этих привычных условий – как это бывает в открытом космосе. Прежде всего – становится нечем дышать, а без кислорода жизнедеятельность невозможна: не будет химических реакций в клетках, не будет выделяться энергия – организму становится «не на чем работать», так что без воздуха человек погибает в считанные минуты.
Далее – температура. Как правило, космическое пространство представляют себе очень холодным – в действительности гораздо большую опасность там представляет перегрев (Солнце-то никуда не девается, а в межзвёздное пространство земные космонавты пока ещё не летали). Впрочем, сталкиваться с низкими температурами тоже приходится (на теневой стороне) – в целом мы имеем температурные перепады от минус 150 до плюс 150 градусов. И то, и другое для человека смертельно!
И наконец – вредные для нас составляющие солнечного излучения: ультрафиолет и радиация. Даже на Земле мы иной раз умудряемся «сгореть» на пляже – что же говорить о космосе, где нет атмосферы, задерживающей большую часть ультрафиолетового излучения!
Вот от всех этих опасных обстоятельств и призван защитить скафандр. На нём укреплены баллоны с воздухом для дыхания, внутри его поддерживается «земное» давление воздуха и комфортная температура, он защищает от ультрафиолета и радицации…
«Хорошо, – скажете вы. – Понятно, зачем нужен скафандр в открытом космосе. Но зачем он внутри космического корабля, где и так поддерживаются «земные» условия?»
Действительно, внутри корабля или космической станции всё это есть, но… никто не гарантирует, что не произойдёт каких-нибудь неожиданностей! Система жизнеобеспечения может отказать. Стенка корабля может быть повреждена – и тогда весь этот внутренний «микроклимат», который «сделан под Землю», начнёт разрушаться – это называется разгерметизацией (для этого достаточно отверстия толщиной с волос) – в этих случаях скафандр позволяет продержаться некоторое время, чтобы успеть что-то предпринять.
Как видим, скафандр в космическом полёте – вещь необходимая, и самые первые космонавты находились в скафандрах в течение всего полёта. Но тогда это было возможно – ведь в космосе они находились всего несколько часов, а вот позднее, когда счёт пошёл на дни, выяснилось, что находиться в скафандре сутками и тем более – работать в таком положении весьма тяжело, и скафандры решили снять. Некоторое время обходились без них, но…
Последовала трагедия 30 июня 1971 года: при возвращении с орбитальной станции «Салют-1» произошла разгерметизация спускаемого аппарата, и космонавты Г.Добровольский, В.Волков и В.Пацаев погибли. С тех пор нахождение в скафандрах обязательно в самые опасные моменты полёта: старт, выведение на орбиту, стыковка, спуск. При этом должны быть надеты перчатки, плотно закрыт шлем, в остальное время – если с давлением воздуха всё в порядке – перчатки можно снять, шлем открыть, так работать удобнее. Весит такой скафандр 10 кг, но в невесомости это не особенно критично, а на Земле в нём приходится только дойти от автобуса до ракеты.
Такой спасательный скафандр, которым пользовались советские, а теперь пользуются российские космонавты, называется «Сокол». Он состоит из двух слоёв: внутренняя оболочка из прорезиненного материала обеспечивает герметичность, а внешняя отличается высокой прочностью. Скафандр этот мягкий, его легко надеть самостоятельно.
Защитный скафандр для выхода в открытый космос – «Орлан» – совсем другой. В него включён жёсткий алюминиевый корпус, именуемый кирасой (что снова заставляет вспомнить о средневековых латах). Из такого же материала изготовлен шлем, представляющий единое целое с кирасой. Иллюминатор шлема сделан из двух стёкол, расстояние между которыми 8 мм, и оснащён светофильтром, защищающим глаза от солнечного излучения. Есть ещё дополнительный иллюминатор сверху. К шлему крепятся два фонаря.
Сзади в кирасе имеется вырез прямоугольной формы – чтобы входить (да, такой скафандр не надевают – в него именно входят). К кирасе крепятся многослойные рукава и штанины: внешний слой – из лавсана, внутренний – двойной – из резины и прорезиненной ткани. Такие же многослойные и перчатки, а ботинки имею твёрдую кожаную подошву.
Сверху надевается оболочка, имеющая многослойную теплоизоляцию. В эту оболочку встроена особая ткань, играющая роль антенны – для связи. Снаружи к скафандру прикрепляются часы, нарукавные зеркала (чтобы видеть, что происходит с передней частью скафандра) и страховочный фал из двух прочных капроновых лент с карабином, которым космонавт пристёгивается к наружным поручням. Ещё одно необходимое устройство – сейфер (в переводе с английского – спасатель), оснащённые собственными двигателями, посредством сейфера можно переместиться ближе к станции, если слишком удалился от неё.
Кроме того, скафандр оснащён баллонами с кислородом, сделанными из прочнейшей стали, вентилятором, создающим внутри него циркуляцию воздуха, поглотительным патроном, вбирающим выдыхаемый воздух, и влагосборником, поглощающим пот.
Если спасательные скафандры делаются индивидуально для каждого космонавта, то защитные рассчитаны на то, чтобы ими пользовались разные люди (они хранятся на космической станции, их не возвращают на Землю), поэтому они стандартные – рассчитаны на рост не меньше 1,64 м и не больше 1,90. Так что космонавтом стать не так-то просто – и прежде всего надо иметь подходящие физические данные!