Явление это скорее из области практической психологии. Если не всех, то многих из нас хотя бы раз в жизни посещала мысль о том, что какая-либо информация с определённого момента начинает буквально преследовать.
Например, вы впервые узнаёте о какой-либо книге, а позже вам из разных, не связанных друг с другом источников, начинает постоянно попадаться информация об авторе или событиях этой книги. Бывает и так, что услышав песню, но не зная ни её названия, ни её исполнителя, через какое-то время мы слышим её вновь, узнаём по мелодии или тексту. В общем, феномен Баадера-Майнхофа состоит в том, что человек, наткнувшись на информацию, позже начинает постоянно сталкиваться с ней при других условиях. Причём речь идёт об информации, длительное время находящейся в общем доступе. Т.е., книги, фильмы, имена, песни и прочая информация далеко не новая для человечества в целом, но новая для конкретного человека.
Многие считают такие совпадения чем-то невероятным. Однако, объясняются они довольно легко: обратив внимание на информацию однажды, человек начинает замечать её и дальше. Современный человек постоянно находится в потоке информации из образов, имён, дат, событий. И неудивительно, что одна и та же информация может попадать в наше поле зрения повторно. Но почему же из всего потока мы вычленяем именно ту, о которой уже слышали раньше? Причина кроется в особенности нашего мозга. Дело в том, что наш разум обладает способностью распознавания паттернов (тенденций). Именно благодаря этой способности человек может обучаться, выделяя из общего потока информации именно ту, которая дополнит уже имеющуюся у него информацию по теме. «Избирательное внимание» помогает нам не концентрироваться на том огромном объёме информации, что окружает нас ежедневно, а значит, помогает сохранять наш разум в порядке. Другое дело, что не всегда мы обращаем внимание на важную информацию. Порой в нашем разуме «застревает» совершенно малозначительная деталь, которую позже мы начинаем замечать повсюду.
Люди переоценивают важность совпадений, забывая об их вероятности. Происходит это ещё и потому, что отсутствие повторяющихся событий не остаётся в нашей памяти, а значит, не привлечёт внимания и не вызовет такого удивления, как регулярные совпадения. Но стоит событию повториться, как наш мозг тут же свяжет его в паттерн и выделит ему особое место в нашем разуме.
Получается, что когда мы слышим о чём-то, о чём слышали буквально на днях, нам кажется это удивительным. Так получается потому, что повтор усиливает эффект новизны информации, полученной впервые, и придаёт ей бОльшую важность. Всем этим и объясняется феномен Баадера-Майнхофа.
И если вдруг через несколько дней вы услышите или прочтете из какого-то другого источника о феномене Баадера-Майнхофа, тенденциях восприятия или избирательном внимании, то поймете, что это не мистика, а результат работы нашего мозга.