icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Сомневаешься? Узнай

А применимо ли сегодня педагогическое наследие Антона Макаренко?

  • 6507
  • 4

А применимо ли сегодня педагогическое наследие Антона Макаренко?

О
О том, как педагогический опыт Антона Макаренко пригодился в Японии, прекрасно написала Халида Рожкова в статье, опубликованной 06.07.2016. То есть, по крайней мере, в одной стране мира педагогические наработки Макаренко пригодились спустя почти 80 лет после того, как они «нарабатывались». Педагогический опыт советского (все же советского!) педагога изучают, а главное, применяют в Германии. А в чем собственно состоит педагогическое наследие Макаренко?

Начнем с еще более базисного вопроса: что такое педагогика? Определений много. Самое простое – наука об обучении человека. Цель – выработка приемов, с помощью которых можно обучить человека правильно вести себя в неизвестных ему пока обстоятельствах. Ясно, что главный объект педагогики – дети. Но не только они. Обучать приходится и студентов, и военных, и тех, кто желает овладеть новой профессией. Даже религиозный проповедник, обращаясь к пастве, использует основы педагогики. Соответственно, кроме детской педагогики (которая подразделяется на дошкольную и школьную) есть педагогика высшего, профессионального, военного образования, религиозная педагогика.

Список неполный, можно продолжить.

Педагогика – дисциплина гуманитарная. Базируется она на медицине, психологии, социологии, лингвистике. Пользуясь различными приемами, педагог стремится объяснить учащемуся новые знания и навыки, закрепить их и добиться уверенного применения освоенного (часто на уровне инстинктов).

А.С.Макаренко был первый, кто рассматривал коллектив, в который погружен человек, как средство воспитания. Основные достижения, которых добился Макаренко, разрабатывая этот взгляд можно сформулировать в нижеследующих пунктах.

1. Макаренко разработал теорию коллектива-воспитателя. Коллектив А.С.Макаренко рассматривал, как устойчивое сообщество, объединенное общей целью и более или менее общим проживанием. Хотя теория Макаренко началась в трудовой колонии для беспризорных, но применима она и в школьных и в рабочих коллективах, где, хочешь-не хочешь, а проводишь почти треть жизни. Воспитание в коллективе формирует у каждого из членов присущие этому сообществу нормы, отношение к окружающим и отношение к жизни. До Макаренко педагоги рассматривали коллектив, как собрание индивидуальностей. Макаренко обратил внимание на возникающий в коллективе эффект, который в современном научном лексиконе носит название «синергия». Объединенное воздействие не равно сумме воздействий каждого. Эффект синергии может быть, как положительный, так и отрицательный.

2. Макаренко изучил, как влияют на формирование каждого из членов строение и организация коллектива. Сюда же входят вопросы взаимоотношений между коллективом и личностью, а также взаимодействия между коллективами. Он установил, что разрыв социальных связей наносит вред воспитуемому. Правильное же их построение способствует правильному развитию индивидуума. При этом каждый член коллектива не должен относиться пассивно к своему положению в сообществе. Каждого нужно научить элементам взаимодействия с коллективом (а более широко говоря, с обществом), которые бы способствовали полному раскрытию индивидуальных талантов.

3. В качестве практического применения этих знаний А.С.Макаренко разработал методику организации воспитания в коллективе. Воспитание по Макаренко – это установление и укрепление правильных отношений в коллективе, как на уровне структуры коллектива, так и на уровне индивидуальных взаимоотношений его членов. Сюда входит формирование сознательной дисциплины. Выражаясь словами полководца А.В.Суворова, каждый член коллектива должен знать свой маневр при выполнении общей задачи.

4. По мнению А.С.Макаренко педагог, воздействуя на коллектив, правильно его формируя, использует его не только, как инструмент индивидуального воспитания. Воспитывающий коллектив воспроизводит общественные отношения на своем специфическом уровне. Верно также и обратное. Если педагог умеет правильно сформировать коллектив, он изменяет к лучшему отношения во всем обществе в целом.

Конечно, вопросы взаимоотношения личности и коллектива были особенно модны в начале 1920-х годов, когда А.С.Макаренко активно вел свою педагогическую деятельность. Но это совсем не значит, что педагогический опыт Макаренко не применим в наше время. Наоборот, перед педагогами, осваивающими этот опыт – широкое и интересное поле деятельности.

pro
Тамара Меркулова

Педагогика - наука совсем неточная. Хорошо, что в статье педагогическое наследие Макаренко расписано по пунктам. Даже если неправильно, есть с чем спорить.

pro
Семен Цыгановский

В первый раз понял, чем значительны труды Макаренко. Если, конечно, повар нам не врет.:)

top
Halida Rojkova

Макаренко был настоящим новатором в педагогике. Время вносит коррективы в его наработки, но основные принципы его наследия, как мне кажется, пока не устарели.

spe
Владислав Черных

Насколько помню, Макаренко оценили по достоинству только к старости, а то и после смерти. А в 20-х ленинская вдовушка, выпучив глаза, гнобила его так, что мама не горюй... да и не его одного.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+