«Я заметил, что даже люди, утверждающие, что всё предопределено и что мы не можем ничего изменить, всегда смотрят по сторонам, переходя дорогу.»
Стивен Хокинг
Все ли предопределено в жизни человека, или он сам управляет своим поведением? Мы «запрограммированы» или свободны? И что считать свободой?
Споры об этом ведутся уже не одну тысячу лет. Подобные размышления можно найти в буддизме, теологии (в двух словах: если бог про нас всё знает заранее, почему же он бездействует и зачем наделил нас свободой воли). Интерес к предопределенности (детерменизму) и свободе воли (индетерменизм) проявляют:
- Биология и нейробиология.
- Физика.
- Неврология.
- Генетика.
Все они пытаются определить – свободен ли человек или обусловлен. Поступает ли он сообразно своей воле или реагирует на внешние факторы, и они оказывают максимальное влияние (вплоть до возможности определения наших действий заранее).
Факторы внешние и внутренние
То, что одинаковое окружение (внешняя среда) для одного станет проклятьем и приведет к самому дну, а для другого – стартовым толчком и поводом к лучшей жизни из возможных, очевидно. Есть немало примеров, как «золотая молодежь» оказывалась на дне (несмотря на все возможности родителей). И в каждом поколении есть свои Ломоносовы, которые пешком и без связей получали образование, строили свою жизнь самым удивительным образом.
Однако важен один момент. Кроме внешних факторов есть и внутренние. Первые, безусловно, влияют – вспомните хотя бы историю с подростками из Исландии. Там правительство сделало так, чтобы у каждого был реальный выбор, чем заниматься – организовали спортивные занятия, танцевальные, творческие. И в итоге солидно изменилась статистика:
Раньше, в 98-м году, здесь напивались хотя бы раз в месяц 42%. Теперь таких 5%!
Курили (ежедневно) – 23%. В 2016-м году таких стало 7%.
Безусловно, среда и возможности разных занятий, мода на ЗОЖ и поддержка государства сделали свое дело.
Но что относится к внутренним факторам несвободы?
Среду мы выбираем такую, чтобы она поддерживала наше «Я». У каждого уже к 12-13 годам (а тем более – к совершеннолетию) есть понятное описание: кто я такой, на что способен, что мне интересно.
В итоге несвобода бывает не только внешняя (например, трудно было быть интеллигентом во времена Пол Пота в Камбодже – таких убивали очень быстро). Несвобода становится внутренней. Мы выбираем ситуации, которые подтверждают нашу закрепощенность, наше представление о себе. И стараемся избегать обществ, мест, тусовок, ситуаций, где придется выйти из своего маленького уютного мирка.
Свобода воли – от примитива к реальности
Свобода моего кулака, действительно, как и сотни лет назад в Англии, заканчивается там, где начинается свобода чужого носа.
Или вот: каждый свободен двигать ногой, рукой, покупать колбасу или овощи.
Но это так называемый примитивный уровень свободы. Физический. Биологический.
А с другой стороны, каждый из нас действительно делает выбор. И именно личностный выбор из десятков возможностей поведения обеспечивает нам свободу.
Подтверждение «социального заказа», одобряемых или даже запрашиваемых действий (учись, женись, плодись, работай) приводит к социальным плюшкам и поддержке.
Правильное (но не особенно свободное) действие приносит плоды и поддерживается – на уровне общества. Выход за рамки («пойду путешествовать без денег»), изобретение нового – неизбежно встречает сопротивление, даже если это новое очень нужно и полезно, принесет какие-то дивиденды обществу.
Поэтому каждый человек отчасти свободен в действиях, но эта свобода возможна только в определенных рамках: экономических, культурных, психологических и других. К примеру: вы свободны купить то или это, а рамками, ограничивающими вашу свободу, станут:
- Время работы магазина.
- Валюта, принятая в этой стране.
- Условия покупки (никто не отломает вам половину печеньки или не продаст одну жвачку из набора).
- Сохранение имущества продавца, жизни и здоровья продавца и покупателя, и мн.др.
Итого: каждый свободен и каждый предопределен обстоятельствами и условиями, принятыми в обществе. Одно не существует без другого. Закон – снаружи. Свобода – в четко оговоренных рамках.
Те, кто переламывают закон и подчиняют себе обстоятельство, называются сильными людьми. А те, кто соглашаются и не переступают через очерченные им рамки, – консерваторами и хранителями традиций.
Выбирать, кем быть – только вам.