Отличительной чертой современной магико-эзотерической мифологии является претензия на обладание древним полузакрытым знанием, хотя на поверку она во многом является плодом фантазии "мастеров“ 19-21 веков. "Эгрегор“ не исключение. До 19 века маги и мистики слыхом не слыхивали что это такое, и знать не знали зачем он мог бы им понадобиться. Зато это красивое словечко не сходит с уст современных колдунов и ведунов. Как так получилось, и что это такое – эгрегор?
По сути это выдуманное слово – неологизм. Впервые встречается в 1859 году в поэтическом сборнике французского писателя Виктора Гюго "Легенда веков“. Дело в том, что в греческом языке есть слово "эгрегорос“, что буквально можно перевести как "бодрствующий“. Так иногда называли библейских ангелов и духов, вечно бодрствующих у престола Бога. А в мифологии христиано-гностического учения манихейцев так именовались архонты, поставленные сторожить демонов, заключенных в небесной тверди. На французском языке "эгрегорос“ передается как "эгрегоре“. Но Гюго требовалась рифма на "-ор“ (с "mandragore“ – "мандрагоры“). Так он придумал слово с неясным значением:
...C’est à Malaspina de parler. Un vieillard
Se troublerait devant ce jeune homme; il sait l’art
D’évoquer le démon, la stryge, l’égrégore;
Il teint sa dague avec du suc de mandragore...
[...Сие Маласпина говорит. Старик
встревожился бы пред сим юношей. Он знает
как вызывать демона, гарпию, эгрегора.
Он смачивает свой кинжал соком мандрагоры…]
Из мира поэтической фантазии в мир оккультизма и магии эгрегоров перенес соотечественник Виктора Гюго оккультист Альфонс-Луи Констант, известный под псевдонимом Элифас Леви.
"Эгрегоры – это боги. Эгрегоры – это духи, движущие и творящие формы. Они порождаются дыханием Бога, – считает французский мистик. –
Бог спит в природе, и мир – это его сновидение. Спя, он вдыхает и выдыхает. Его дыхание творит эгрегоры; и есть эгрегоры вдоха и эгрегоры выдоха. Эти духовные силы пребывают в борьбе, и их борьба фатальна [неизбежна] и вечна, потому что они – духи Элоимов. Их любовь – это война, и их война производит любовь. Именно из этого каббалистического предания вышли мифы о титанах, об исполинах из "Книги Бытия“, и о битвах демонов с ангелами. Демоны отвергнуты навсегда, потому что они – эгрегоры выдоха“.
Но сегодня более всего распространено убеждение, что эгрегоры это некий "ментальный конденсат“, созданный массовым сознанием. Упрощенно говоря, если множество людей исповедует одну и ту же мысль, переживает сонаправленные эмоции, то они где-то в "энергоинформационном пространстве“ обретают сущность в форме эгрегора.
Такое понимание предложил Станислав де Гуайт – французский поэт, эзотерик, каббалист, член "Тулузского Ордена Розенкрейцеров“ и соучредитель Каббалистического ордена Розы-Креста.
Эта масонско-каббалистическая трактовка была поддержана и вынесена в массы теософией Блаватской, "Агни-йогой“ Рёрихов, "Розой Мира“ Даниила Андреева и учениями других эзотериков, экстрасенсов, биоэнергетов и прочих специалистов от оккультизма.
В современной магии считается, что эгрегоры, хотя созданы массовым сознанием людей, сами способны влиять на людей: на их чувства, мысли, жизнь. При этом как положительным образом (например, защищая от негативных энергетических воздействий), так деструктивным.
Считается, что в отличие от обычного человека маг может осознанно подключаться к эгрегорам для получения силы, энергии для магических операций, и отключаться от них. Так же он способен подключать и отключать от эгрегоров других людей.
Интересно, что принадлежность к религиозным традициям современными эзотериками также трактуется как подключение к эгрегорам: христианства, ислама, язычества и так далее.
Академическая наука существование эгрегоров отрицает. Все явления, которые эзотерики списывают на эгрегоров, могут быть объяснены психологией, социологией и другими научными дисциплинами. Так, присоединение к массовым верованиям происходит не из-за того, что нами "кукловодит“ эгрегор, а как личное волевое субъективное согласие или не согласие под влиянием хорошо известных методов социально-психологического воздействия, преломленных через призму индивидуальных психологических особенностей. А если человеку достаточно силы воли, чтобы жить в соответствии с принятыми идеями, то меняется и его жизнь. Но не магическим образом, а по вполне понятным естественным причинам.