Обычно говорят о двенадцатилетнем цикле восточного календаря, но в действительности полный цикл включает в себя более продолжительный период – 60 лет. В основу цикла положено видимое движение двух планет – Юпитера и Сатурна. За шесть десятков лет Юпитер совершает пять полных оборотов по небесной сфере. Каждый из этих пяти промежутков времени длится двенадцать лет, их называют «небесными стволами», и каждый «ствол» соответствует одному из основных элементов бытия. В отличие от западной традиции, в китайской натурфилософии выделяют не четыре, а пять стихий, соответствующих пяти направлениям: вода (север), огонь (юг), металл (запад), дерево (восток) и земля (центр). Одновременной соблюдается последовательность цветов: синий, красный, желтый, белый и черный.
Наряду с «небесными стволами» в китайском календаре учитываются «земные ветви» – путь Юпитера делится на двенадцать частей-лет, и каждому году соответствует некое животное. Как они были выбраны? Существует легенда о том, как Будда пригласил к себе всех зверей, но для того, чтобы встретиться с ним, приходилось переплыть широкую реку, да и погода стояла холодная, потому-то на приглашение откликнулись лишь двенадцать представителей животного царства, и каждому из них Будда подарил по одному году. Самой быстрой оказалась крыса, с нее и начинается цикл. Вторым стал буйвол, вторым – тигр, правда, эти двое успели повздорить, и отвлекли внимание от того, кто подошел четвертым – так и остался открытым этот вопрос: у одних восточных народов четвертый год цикла считается годом Кролика, у других – Зайца, а где-то – Кота. Далее следуют дракон, змея и лошадь, а вот с восьмым животным снова вышла накладка – туман пришел с реки, так что неясно, была ли то коза или овца. Девятой подошла умная обезьяна, которая не торопилась лезть в воду первой, а сначала посмотрела, как это делали другие, за нею последовали петух и собака (первый задержался потому, что очень долго давал указания своем многочисленным домочадцам, а у собаки было много дел по хозяйству). Последним прибыл неприхотливый и непривередливый кабан (или свинья)… Вот такая легенда, но в действительности, конечно, истоки надо искать глубже – вероятно, в тотемизме.
Если бы дело ограничивалось только «небесными стволами» и «земными ветвями», то к каждому из животных раз и навсегда была бы привязана какая-то определенная стихия (цвет), но это не так. Было бы странно, если бы в этой системе не была учтена основа философии Востока – соотношение Инь и Янь – двух противоположных, но при этом единых субстанций, которые порождаются тайцзы – изначальной материей. Каждый из «небесных стволов» представлен в двух вариантах – Янь и Инь, поэтому цикл «стволов» получается не пятилетним, а десятилетним.
Сочетание двух циклов – десятилетнего и двенадцатилетнего – и определяет индивидуальность каждого года в восточном календаре. Именно поэтому говорят о годах «синей деревянной лошади», «черного водяного дракона» или «красной огненной обезьяны».
Как воспринимать этот календарь? Право, нет ничего плохого в том, чтобы надеть на новогодний праздник одежду того или иного цвета (при условии, что он вам к лицу) и подарить другу стеклянную или керамическую зверюшку. Но воспринимать всерьез предсказания, которые щедро рассыпают перед новогодними праздниками журналы и Интернет-ресурсы, все же не следует – иначе нас будут доить, как коров, стричь, как овец, и смеяться над нами, как над обезьянами.