Началось все в семье священника по фамилии Паррис. Его девятилетняя дочь Элизабет и одиннадцатилетняя племянница Эбигайль вдруг начали кричать, кривляться, жаловаться, что их кто-то колет невидимой булавкой, а главное – затыкать уши, когда преподобный читал проповеди (может, последнее и было обосновано, но утверждать наверняка нельзя – текстов проповедей преподобного Парриса история не сохранила). Скоро то же самое начало происходить с подругами девочек.
Диагноз был поставлен немедленно: дети стали жертвами колдовства! Подозрение пало на служанку священника по имени Титуба – и эта особа действительно выглядела подозрительно: чернокожая, приехала (точнее, привезена в качестве рабыни) с Барбадоса – кого же обвинять, как не ее! Впрочем, если Титуба и была в чем-то виновна, то только в том, что знакомила девочек с фольклором своего народа, в котором немалое место занимают представление о колдовстве. Видимо, девочки начали воспроизводить услышанное в игре, что вполне естественно для детей – но пуритане так не считали: игры у них считались греховными, дети с малолетства приобщались к полезной деятельности (мальчики – к рыбной ловле, девочки – к прядению и другим женским занятиям) – и никаких игр и игрушек! Надо полагать, что это был не единственный случай, когда естественное стремление детей к игровой деятельности брало верх над протестантской этикой, но если в большинстве случаев все могло закончиться обычным родительским наказанием, то теперь девочки решили поиграть в магию…
Но вернемся к несчастной Титубе. Поначалу она отрицала свою вину, но под давлением в конце концов заявила, что к ней приходил некий «господин из Бостона», умеющий превращаться в черную собаку, с которым она подписала договор. Вскоре нашлись еще две обвиняемые – нищенка Сара Осборн и одинокая вдова-калека Сара Гуд, а вскоре дело дошло и до четырехлетней дочери Сары Гуд… и это было только начало. Число «жертв колдовства» множилось – а вместе с ним и число обвиняемых. Критерии подозрения в колдовстве были просты: эта женщина редко посещала церковь, а та насмешливо высказалась о происходящих «колдовских» событиях, а вот эта хозяйка таверны любит носить красные платья (по меркам пуритан – прямо-таки неслыханных вызов общественному мнению), а у такого-то бывшего священника были конфликты с прихожанами… а в ряде случаев девочек, с которых все началось, попросту водили по городу и смотрели, у чьих ворот они забьются в припадке (впрочем, дети ведь прекрасно знают, против кого настроено общественное мнение – особенно в маленьком городке). Возможно, девочки уже и рады были бы признаться, что все выдумали, но им было страшно.
Нельзя сказать, что абсолютно все жители Салема потеряли здравомыслие – так, некий Дж. Проктор пригрозил поркой своей служанке, забившейся в припадке – и припадок немедленно прекратился (трудно сказать, была ли это симуляция или истерия, но с психологической точки зрения мистер Проктор повел себя весьма грамотно)… да, ему тоже было предъявлено обвинение: мало того, что усомнился в истинности общественного мнения, так еще и пытался воспрепятствовать осмотру своей жены на предмет «сосцов ведьмы» (бородавок, через которые ведьмы кормят демонов).
Всеобщее безумие длилось несколько месяцев. Арестовали 141 человека, 19 из них были повешены, двое умерли в тюрьме. Самая мучительная смерть досталась старику-фермеру Ж. Кори – этот несчастный отказался давать показания, надеясь сохранить ферму для семьи (по закону имущество казненного по обвинению в колдовстве человека подлежало конфискации, если он дал хоть какие-то показания). Ему положили на грудь тяжелые камни в надежде выбить показания – через двое суток такой пытки человек умер… Рассказывают, что когда священник Н. Ноес предложил одной женщине покаяться перед казнью, она назвала его лжецом и заявила: «Я не большая ведьма, чем ты колдун, отбери у меня жизнь – и Господь напоит тебя кровью». По странному совпадению, четверть века спустя этот человек умер от кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью…
Возможно, жертв было бы еще больше – но дочь и племянница священника обнаглели вконец и однажды указали на жену губернатора. Тот сначала запретил казни обвиненных по этому делу, а затем распустил суд. Новый же суд оправдал всех обвиняемых.
Судьи признали свои ошибки в 1697 году, но приговоры были признаны незаконными лишь в 1957 году.
Если вы посетите Салем сегодня, вам покажут немало достопримечательностей, связанных с теми печально известными событиями: галерею восковых фигур, воспроизводящую историю салемского процесса, подземелье, где держали обвиняемых, материалы процесса и орудия пыток в музее, спектакль, который разыгрывается в том самом зале суда, где происходили настоящие суды над ведьмами. Если очень хочется, можете даже испытать на себе часть «прелестей», попросив на некоторое время запереть вас в камере… Но на всякий случай имейте в виду: в штате Массачусетс ведьмы и сегодня вне закона, так что будьте осторожны!