- А теперь пошли мы цугом! – хлопнула она в ладоши, и дети, как бусинки на ниточке, держась за руки, «потекли по цепочке» в сторону игровой площадки.
- Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть! – закончила воспитательница и, оглядев ещё раз вверенных ей малышей, присела на лавочку.
- Сладу с ними нет! – улыбнулась она мне, - чисто жеребята! Всё скачут и скачут, как козлики!
Я улыбнулась в ответ и помахала рукой своему «козлёнку-жеребёнку»: «Отпрашивайся!»
Не знаю, знала ли воспитательница, насколько верно связала она эти два слова «цуг» и «жеребята», но смысл в этой связке слов – самый прямой: цугом, то есть в один ряд (от нем. « zug» - вереница) ещё не так давно запрягали лошадей.
Лошади в упряжке цугом шли одна за другой поодиночке, парами или даже 3-4 в одной дышловой запряжке.
Запряжка – это различные способы присоединения лошади к повозке, а всё вместе называется - экипаж.
Хотя большинство из нас привыкло называть экипажем отдельно двигаемый объект, но правильный, полный экипаж это – возок (что угодно на колёсах) + лошадь (тягловая сила).
Экипажи бывают разные: одиночные, парные, троечные и т.д. Классическая запряжка цугом идёт после цифры «2» и далее. Экипаж цугом мог состоять от двух до двенадцати лошадей, редко больше.
Составлять его могли одиночные лошади, которые запрягались так: голова-хвост-голова-хвост и назывался этот цуг – «гусь». Если цуг состоял из пар, то именовался он – «четверик», «шестерик», «восьмерик» ит.д. Если цуг состоял из нескольких лошадей, запряжённых в один ряд – веером, то название ему было – «арбалет». А вот «бочку», состоящую из трёх лошадей, запряжённых «арбалетом» не знающий человек легко может перепутать с нашей «тройкой-птицей», но не торопитесь, у них существенная разница: цуг – это бездуговая упряжь, а наша знаменитая «тройка» - одна из самых специфических запряжек в мире! Коренник (самый сильный конь посередине) запрягается в две(!) оглобли с хомутом и дугой. Но, о символе России – в следующий раз, вернёмся к упряжке цугом.
В разные времена в разных странах были распространены разные способы упряжки цугом. Влияло на это и мода, и местные традиции, и территориальные условия, и, конечно, достаток владельца экипажа. А каких только карет не видел этот мир!
Всё началось ещё с Древнего Египта и Рима, где цугом запрягали колесницы.
А потом пошло-поехало: кареты, дилижансы, омнибусы, ландо, кебы, фаэтоны, коляски, линейки, шарабаны, тарантасы, брички, дрожки, кабриолеты, сулки, бестарки, бидарки, двуколки, телеги, сани, кибитки, возки, кошевы и пр. и пр. И все они запрягались оглобельно-дышловым бездуговым способом – цугом.
В основе этой упряжи, как вы уже поняли, лежит способ управления лошадьми при помощи дышла и оглобли, сильно притянутых мочками к хомутам.
Оглобли служат для поворота или остановки экипажа, а тягловые усилия лошадей передаётся от мочек хомута к самой телеге через кожаные или верёвочные ремни – постромки. Сама же лошадь управляется привычными нашему глазу удлинёнными поводьями – вожжами.
В прежние времена многоконные упряжки цугом широко использовались для светских выездов, городских прогулок, как средство передвижения на далёкие расстояния, для перевозки грузов, а так же для боевых действий: колесницы, конная артиллерия, пулемётные тачанки. Да и в наше время упряжки цугом можно встретить в качестве «такси», как развлечение, для прогулок по живописным окрестностям.
До сих пор не побит рекорд в управлении самого большого цуга – он принадлежит Дэну Уолкеру, который работал на огромной машине для сборки урожая , которую тянули одновременно 24 коня! С помощью этого человека и двух дюжин тяжеловозов, запряжённых «четвериком», был собран урожай с миллионов гектаров земли американских фермеров!
Да, искусство управления цугом имеет многовековые традиции, вековую историю и свои традиции в каждой стране. Запряжка цугом известна в Европе, Америке, Азии, Австралии. Хорошие «водители»- ямщики, кучера, форейторы и грумы высоко ценились. Обязательный перечень экипировки «управителя цуга» включал в себя перчатки, головной убор, защитный фартук на коленях, бич универсальной длины, чтобы им можно было достать им всех лошадей в упряже, и ещё он должен был быть необычайной силён. Мало того, что руки он большей частью времени держит на весу, ему приходится всё время натягивать или отпускать вожжи, наталкиваясь на сопротивление лошадей. А если лошади испугались и понесли? Настоящий кучер должен быть мастером своего дела! В Англии долго существовали школы, где кучеров пассажирских и почтовых дилижансов обучали правильному управлению цуговыми лошадьми, а так же были залы со специальными тренажёрами-эспандерами, помогающие развить и укрепить мышцы. Что-то по типу современных «качалок». По окончанию сего заведения, кучеру выдавался диплом и разрешение на право называться кучером. Вот так!
Ещё две новые профессии, появившиеся вместе и благодаря развитию «цугового» транспорта, это, как мы помним – форейторы и грумы. Самая тяжёлая участь из этих двух выпала форейтору. Форейтором мог быть человек с небольшим весом, например – ребёнок, которого сажали на одну из экипажных лошадей, если их было запряжено больше четырёх. Его задача – смотреть вперёд, высматривать дорогу и подгонять передних лошадей, не смотря на то, что на улице страшная жара или ледяной дождь. Работа такая!
Сейчас передвижение на лошадях, да ещё и запряжённых «гусем» или «восмериком» уже не встретишь, их время ушло. Но увлечение цугом переросло в новый вид соревнований – драйвинг. А что такое новое? Верно – хорошо забытое старое!
Соревнования по забегу колесниц мы находим ещё на древнегреческих амфорах и рисунках того времени других стран. А с 1970 г. проходят международные соревнования по драйвингу, по правилам Международной Федерации Конного Спорта. Ежегодными стали чемпионаты мира: по нечётным годам – для парных цугольных упряжек, по чётным – для «четвериков» и «одиночек». Соревноваться в национальной одежде не возбраняется, и многие страны выступают в своих народных, национальных костюмах. Это потрясающее зрелище!!! Недаром драйвинг считают не только самым элегантным, но и самым экстремальным видом конного спорта.
Шведы, венгры, немцы, поляки, французы, канадцы, англичане уже достигли больших высот в этом деле. Россия пока делает только первые шаги. Но я верю, что уже очень скоро мы станем участниками массовых зрелищных международных состязаний, обставленных ярко, празднично, с шоу-представлениями и нашим российским цугом!
Возможно, что уже кто-то из этих детсадовских малышей, радостно подпрыгивающий под нехитрую считалочку воспитательницы, через 10-15 лет прижмёт к своим губам великолепный бирюзовый кубок победителя международных соревнований цуговых упряжек и заплачет от счастья, уткнувшись в гриву своего прекрасного коня, и вспомнит:
- Ровным кругом друг за другом!
А теперь пошли мы цугом!...