Не тот отшельник, кто по воле неба
Живет в уединении глухом,
И нищ не тот, кто просит корку хлеба.
Но тот и раб, и нищ, и одинок,
Кто в жизни выбрал спутником порок..»
Лопе де Вега
Порок – нарушение запретов, переход за черту дозволенного, пагубная склонность, рискующая перерасти в привычку, способную стать греховной страстью. И ведь действительно у каждого свое бремя страстей.
Порок – это порог, наступая на который, ты борешься с пороком, а переступая через него – погружаешься в пучину греха и натыкаешься на новые пороги, в виде новых пороков. Ведь если, например, наступить на собственную гордость, то может открыться положительный способ ухода от конфликта или беззлобный путь для его решения, от которого будет хорошо на душе всем конфликтующим сторонам.
И если гордыня – это мать всех пороков, то лесть ее помощница. Так высказался о лести оратор, философ и писатель Цицерон. И с ним сложно поспорить. Помимо главенствующей над пороками гордыни (гордости) есть и иные смертные грехи, то есть пороки, составляющие основу для многих других грехов, а именно: зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие похоть,(блуд). Иногда сюда относят еще и лень.
Если перекладывать этот список на современность, то сразу же вспоминается фильм «Семь» главные роли в котором сыграли Морган Фриман и Брэд Питт. В этой картине убийца, возомнивший себя Богом, которого пытаются остановить лучшие сыщики, убивает людей, за содеянные ими смертные грехи. Наблюдать за происходящим на экране страшно, жутко и тошно. Но смотреть – это одно, а грешить – другое.
Часто люди совершают что-то аморальное под влиянием окружения. И еще чаще перекладывают всю ответственность за содеянное на чужие плечи. Молвят: «Это не я! Это она!» Выходит, что ничего особо не изменилось со времен изгнания людей из рая за то, что ослушались и нарушили заповедь, данную Богом, и при этом не раскаялись.
Хотя и нет безгрешных людей и даже святые не безгрешны, так как и они порой ошибались в своих суждениях, а безгрешен только Иисус Христос, так как не сделал никакого греха, но в отличие от Адама и Евы у всех нас еще есть время побороться с пороками, чтобы они не переросли в грехи, и не стали тем самым болезнью души. Ведь еще французский писатель Оноре де Бальзак утверждал, что ничто так не связывает человека, как его пороки. А один из отцов-основателей США Бенджамин Франклин говорил о половой распущенности следующие слова: «Разврат завтракает с богатством, обедает с бедностью, ужинает с нищетою и ложится спать с позором». И хорошо для человека, если он и правда испытывает чувство стыда после содеянного. Значит, есть еще надежда на то, что одумается и не окунется в пучину похоти (блуда). Ведь тело для христианина – это не темница для души или место, где она находится, а это храм Божий. Соответственно, осквернение тела, использование его как инструмента для удовлетворения собственной похоти – это смертный грех.
Аналогичным образом можно порассуждать и про остальные, написанные выше, пороки.
Но и без лишних разъяснений ясно, что ни один из них до добра не доводит. И чем глубже человек погружается в пучину пороков, тем хуже становится его душе, тем большим бременем ложится на ее хрупкие плечи вся та грязь, в которой с каждым днем все больше и больше вязнет человек. Хоть и древнегреческий комедиограф Менандр призывает презирать порочных людей, так как они, по его мнению, неисправимы, то может он и прав, но лишь в том, что никто другой кроме самого человека, погрязшего в пороках не способен от них избавиться. Как всегда на первое место и в этом вопросе выходит собственная свободная воля человека. Если он захочет обуздать свою страсть к порокам, то найдет способ, который поможет достичь желаемого. Например, верующий человек достигает освобождения от грехов через исповедь, покаяние и причастие, соединенные с верой в помощь Божью, с постом и молитвой.
Завершить статью хочется цитатой из произведения Уильяма Сомерсета Моэма под названием «Бремя страстей человеческих», что весьма символично, а звучит она так: «Человек может поступать, как ему угодно, если он согласен нести за это ответственность». И даже если человек безответственный, то ему все равно придется отвечать за свои действия. Даже невзирая на то, что по-прежнему «запретный плод сладок». Тогда тем более имеет смысл всегда помнить о том, чем в итоге обернулась тяга к нему для первых людей и не думать, что вы станете исключением. Ведь как аукнется, так и откликнется.