Некоторые наши современники говорят, что белый цвет нельзя назвать цветом, что белый – это отсутствие цвета. Подобное утверждение не имело бы никакого смысла в прошлом, потому что в Античности белый был одним из трех основных цветов, наряду с красным и черным.
Немного истории
Уже в пещерах эпохи Палеолита изображения животных раскрашивались белым, а в Средние века добавляли белизны в пергаменты, которые изначально были бежевыми.
В старину называли бесцветными все материалы, в которые не был добавлен пигмент. При производстве тканей и в живописи всегда добавлялся пигмент: небеленые ткани отбеливали, добавляли краски к серости камня, коричневому цвету сырого дерева, бежевости пергамента.
В момент, когда бумага стала основой печатных текстов и иллюстраций, появилось понятие эквивалентности белого цвета и бесцветности. При этом белый рассматривался как нулевой уровень цвета или его отсутствие.
Теперь это не так. После многочисленных обсуждений проблемы с физиками все согласились с античной мудростью: белый считается полноценным цветом.
Символ чистоты и невинности
Практически на всей планете белый цвет отсылает к чистоте, невинности, незапятнанности. Почему? Потому что легче сделать нечто однородное, чистое, правильное по форме, исходя из белого цвета. В некоторых регионах снег усилил это восприятие белого. Свежий, чистый снег равномерно распределяется по пространству, делая его ровным, абсолютно однородным. Ни один цвет в природе не может быть столь цельным: ни цвет растений, ни море, ни небо, ни камни, ни земля…
Только снег создает чистоту, а через нее: невинность, покой, тишину.
Начиная со Столетней войны, в 14 и 15 веках белый флаг стал символом примирения и противопоставлялся красному – символу войны.
Этот символ адекватен практически во всем мире и сохраняется с течением времени.
Белое белье = чистое белье
В течение многих веков ткани, соприкасающиеся с телом человека, были белыми. Простыни, полотенца, нательное белье – все было белоснежным по гигиеническим соображениям (белое = чисто, черное = грязно). Для этого существовали и чисто практические причины: все белье кипятилось, а белый цвет был самым прочным и постоянным.
С обычаем ношения белого белья были связаны моральные табу: показаться на глаза в рубашке было неприличнее, чем голым. Нижняя рубашка любого, кроме белого, цвета считалась верхом непристойности.
Далеко ли мы ушли от белых простыней?
Нет! Наши бабушки никогда не спали не на белых, а на простынях какого-то другого цвета. Переход совершался медленно и постепенно. Сначала это были пастельные тона: розовый, голубой, зеленоватый. Потом появилась полоска: классический способ разрушить белизну, одновременно подчеркивая ее.
Теперь мы можем спать на красных простынях, вытираться желтым полотенцем, носить фиолетовое белье, что было немыслимо еще несколько десятилетий назад.
Мы нарушили табу предков. Но белый сидит в подсознании: многие мужчины предпочитают белое белье на женщине. Белый цвет вовсе не так невинен.
В то же время он остается цветом гигиены и гарантом чистоты: ванны и холодильники чаще всего белые.
Мы культивируем белизну: вспомните рекламу стиральных порошков: белье должно быть белее белого. Может быть, это современный способ поиска невинности?
Мы ищем супер-белизну, где символика переходит в реальность. Французский комик Колюш посмеивался на эту тему: «Белее белого? Тогда должна быть дырка!»
Начало и конец человеческой жизни – белые
Белый цвет сопровождает нас в зрелом возрасте: седые (по-французски – белые) волосы.
Белый цвет смертного покрывала объединяет его с белизной детской колыбели. Цикл человеческой жизни начинается в белом, проходит через все краски и завершается в умиротворении белого цвета.
Эта символика прошла через века и осталась неизменной.