В какой-то степени данное направление можно счесть продолжением мифотворчества: ковры-самолеты, абсолютное оружие. Это образцы прогнозов развития среды, только выраженные в литературных образах. Художники-футуристы, архитекторы и изобретатели в разработках и макетах представляли очертания объектов будущего. Заслуга Циолковского, Фуллера, Сант-Элиа заключалась не в точном представлении образов, а в стимулировании творческой мысли современников. К началу двадцать первого века прогнозирование конкретных форм сменилось осмыслением возможных сценариев развития общества. Человек как личность вновь оказался в центре творчества футуродизайнеров.
Вторая половина двадцатого века изменила содержание футуродизайна. Катализатором появления нового направления стала неудовлетворенность потребителей предлагаемым им товаром. Провалы новых видов продукции вынудили производителей обратиться к дизайнерам, переосмыслив их роль. Традиционный дизайн трансформировался и активно развивается в условиях постоянных инноваций. Профессия переместилась из изобразительной сферы в мыслительную.
Прогнозирование конкретных форм сменилось разработкой возможных сценариев развития общества. Характер представления информации стал более концептуальным, вплоть до имитации знакомых форм прошлого, но в абсолютно непривычных ситуациях. Важна не просто креативная идея, а ее обоснование, объяснение того, что новая концепция органично впишется в привычную жизнь через 20-50 лет. Целью является подготовка общественного мнения к грядущим переменам. Предлагаемые решения не являются обязательными для немедленного воплощения в текущем периоде. Их реализация ожидается в будущем.
Некоммерческая направленность отличает футуродизайн от остальных направлений. Он оказывает значительное влияние на рост значимости культурных и социальных аспектов жизни по отношению к факторам экономика и производства. Все составляющие жизни тесно взаимосвязаны, потому началом любых изменений является идея, обеспечивающая отклик во всех сферах: социальной, культурной и научной. В то же время привычный дизайн продолжает ассоциироваться с украшательством.
Для футуродизайнеров объектами пристального внимания являются интерьеры, предметы домашнего обихода и мебели, одежда с точки зрения практичности, строительные объекты и техника. Многие изобретения, внедренные в промышленность и активно используемые в настоящее время, во времена существования на эскизе казались фантастическими. Однако заинтересованность конструкторов обеспечила возможность воплощения в жизнь.
Существует и прикладной аспект: создание дизайна одежды, декораций и прочего для картин, действие которых происходит в будущем. В современном мире понятия «инновация» и «футуродизайн» стали синонимами. Дизайн не вещей, а мышления, создает не сам товар, а будущее. Зарождаемые данным видом творчества инновации изменяют жизнь людей, внося в нее новые тенденции, позволяя прогнозировать будущее и вносить в него перемены к лучшему.