"Как же он талантлив!" - Восклицают люди, останавливаясь около уличного музыканта-виртуоза, исполняющего классическую мелодию на гитаре. Струны будто сами отскакивают от пальцев, а пальцы левой руки двигаются со скоростью света.
"Талантливый человек талантлив во всём." -
Говорят люди, когда какой-нибудь актёр вдруг недурно запел или оказался неплохим танцором.
В моей жизни тоже встречалось понятие "талант" и "предрасположенность". Вся моя семья со стороны мамы замечательно поёт. По рассказам, все сёстра и братья бабушки, коих было восемь человек, умели петь. После родилась моя мама, которая может пропеть "Соловья", ни дня не занимаясь вокалом. А есть я, которая может сфальшивить даже на песне о рыжем мальчугане, совершившим преступление по отношению к деду. Меня всегда удивляло, почему же вся моя семья такая талантливая и музыкальная, а из меня выросло не пойми что такое. Всё списывалось на общий талант и предрасположенность семьи, а что немузыкальность у меня от отца.
Но что именно мы понимаем под словом "талант", и есть ли он на самом деле?
Что такое талант
Когда мы называем человека талантливым, то обычно не просто отмечается виртуозность человека в том или ином деле. Талант подразумевает, что человеку даётся его дело легче, чем остальным. "Талантливый" повар вкусно готовит, "талантливый" пианист пишет красивые мелодии, а "талантливый" учитель находит подход к любому ребёнку. Но никто не задумывается, сколько повар выбросил еды до этого, сколько пианист учил теорию, а учитель перечитал книг по психологии детей. Как правило, людям кажется, что они не смогут сделать то же самое, а другой человек сможет, потому что он просто лучше на каком-то магическо-генетическом уровне. Но так ли это?
Откуда берётся предрасположенность?
Часто о таланте говорят, как о предрасположенности человека к чему-либо. Но может ли вообще новорожденный младенец быть создан для чего-то? Если бы это было так, то, верно, "талантливый" пианист играл бы, как только научился сидеть. Но этого не происходит. Сначала ребёнок учит короткие песенки из 2-ух нот, а не садится и играет сложнейшие произведения. Почему же тогда порой даже взрослые индивиды усваивают что-то быстрее, чем другие? Причём, порой эти взрослые сами не понимают, почему им что-то даётся легче. На это есть несколько причин.
1. Предшествующий опыт.
И это не о том, что человек занимался данным делом ранее. Это более о том, что у человека до того, как он, допустим, начал играть на гитаре, был опыт в чём-то смежном. Это может быть что-то на столько, как казалось бы с первого взгляда, далёкое от игры на гитаре, что мы даже и не думаем, что это может сказаться. Допустим, у нас есть девушка, которая села за гитару. И вот ей почему-то всё даётся быстрее, чем другим. Все путаются, не попадают в такт, не могут одновременно и думать об аккордах, и о правой руке, играющей бой. А наша героиня делает всё запросто. "Талант," - скажут люди. "Прошлый опыт," - скажу я. Девушка занималась танцами, где она научилась владеть своим телом, в том числе руками, делая разные движения конечностями одновременно. Поэтому она умеет разделять руки. К тому же, танцы научили её слышать такт мелодий. Вот и вся загадка девушки, которой легко даётся игра на инструменте.
2. Усидчивость.
Некоторым людям просто не хватает усидчивости. Они отвлекаются. Действительно мало людей, которые готовы погрузиться в дело полностью, не отвлекаться, отвечая на сообщения и музыку. Те, кто абстрагируются от мира во время занятий полностью, выполняют работу быстрее, то есть их КПД растёт.
3. Физическая предрасположенность.
Именно физическая. Не какая-то магическая сила, которая движет человеком, а простая шутка природы. Это работает не во всех случаях, но иногда играет на последнюю роль. Взять, опять же, наш пример с гитарой. Длинные пальцы существенно могут облегчить жизнь игроку. Конечно, есть люди, виртуозно играющие и короткими пухлыми пальчиками, но им игра на определённом уровне действительно даётся тяжелее, чем людям с тем же уровнем подготовки, но длинными пальцами.
Вывод
Спустя некоторое время я выяснила, что вся большая семья бабушки собирались вместе на праздники. И, за застольем, пели песни. С ними их пела и моя мама. Но вот к моему рождению семья заметно поредела, а за застольями перестали петь. Получается, вместо магического семейного таланта, передающегося по наследству, умение петь - это лишь опыт, который я, увы, не получила.
Нет здесь никакого таланта и предрасположенности. И отец мой не при чём.