icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Олег Нагорный
Мучают вопросы? Узнай

Жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев?

  • 1
  • 0

Жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев?

М

Множество столетий ведётся спор о детерминизме. Большинство мыслителей пребывают где-то между двумя полярными позициями: крайним детерминизмом и крайним индетерминизмом.

Крайний детерминизм (от лат. determino — определяю, ограничиваю) утверждает, что в этом мире буквально всё имеет объективные причины и потому заранее определено. Даже свобода воли и свобода выбора, опыт которых имеется у каждого из нас, это лишь иллюзии. А значит буквально любое событие во Вселенной предсказуемо. Такое предсказание не по плечу ни человеку, ни суперкомпьютеру. Но с ним мог бы справиться демон Лапласа.

«Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определённый момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение, и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое», — писал сторонник крайнего казуального (причинного) детерминизма Пьер-Симон Лаплас.

Вот этот гипотетический разум, способный к таким невероятным вычислениям, позднее биографы и назвали демоном Лапласа.

Крайние индетерминисты (от лат. in — не) наоборот считают, что причинные связи и закономерности, которые мы обнаруживаем в этом Мире являются либо иллюзорными, либо имеют вероятностный характер. А в Мире царят случайности и свободные решения разумных существ. 

Где-то над этим спорами с недоумением витают крайние солипсисты (от лат. solus — «единственный» и ipse — «сам»), которые само Мироздание считают субъективно воспринимаемой иллюзией. Для них сама постановка вопроса об обусловленности или нет устройства Мира бессмысленна и бесплодна.

И всё же сперва Блаженный Августин (с его: «Сомневаюсь, следовательно я существую»), а затем Декарт (с его: « Мыслю, следовательно существую») доказали бесплодность самого солипсизма.

Крайние позиции в детерминистских спорах были также многократно опровергнуты разными философами, мыслителями и даже учёными. Например, принцип неопределённости, открытый в квантовой физике, нередко используется как аргумент против крайнего детерминизма.

Что касается вопроса заголовка, то считается вполне доказанным, что как минимум не всё в жизни является проявлением случайности. На биологическом уровне жизнь подчинена биологическим закономерностям, объективная значимость которых вполне доказана. Закономерности в жизни социума тоже установлены и изучаются социологией и социальной психологией. Даже психологическая жизнь хотя и не полностью определяется объективными факторами, но имеем закономерности, известные психологам. 

Один из факторов, имеющийся в опыте каждого и противоположный случайности, это принимаемые нами решения, которые ведут к определённым последствиям. Не всегда эти последствия однозначны. Но каждое решение сужает спектр возможных будущих событий некоторым количеством вариантов. То есть всё равно в какой-то степени определяет (детерминирует) будущее, не отдавая на откуп случаю. 

Какой из вариантов реализуется на практике будет зависеть тоже не столько от случая, сколько от неизвестных нам процессов, развивающихся по объективным закономерностям, и решений других людей. 

Таким образом, то, что мы называем случаем как правило является в действительности неопознанными нами закономерностями "делёнными" на решения других людей.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+