«У тебя нет голоса» - эту фразу приходится в своей жизни слышать многим. Родители говорят её своему ребенку, после того как его, например, отказываются принять в музыкальную школу. Сказать это может и принимающий экзамен в музыкальной школе, отказываясь принять ребенка в хор. А парень, между тем, давно увлечен музыкой, как поет А. В. Макаревич «очень хочет быть новым последним героем с красивой гитарой в руках». Кто-то приходит к музыке не в детстве, а в сознательном возрасте и не хочет отказываться от своей мечты. А фраза звучит как диагноз.
Так это было и со мной, пока я, увлекшись, рок музыкой не пришел заниматься в районный подростковый клуб. Записываясь в секцию гитары, я сказал преподавательнице, что пишу песни и хочу их исполнять, но при этом у меня нет ни слуха, ни голоса.
Учительница музыки удивленно посмотрела на меня и сказала: «Как это у тебя нет слуха, если ты не глухой, и как у тебя нет голоса, если ты не немой». Смысл её слов был прост: всему и всегда можно научиться. И вокал - не исключение, научиться ему не так уж сложно. Недаром некоторые музыканты шутят «Сегодня поёт каждый, у кого есть рот». Конечно, не обладая природными данными, сложно стать победителем «Евровидения», или заставить повернуться к себе именитого наставника на шоу «Голос», но научиться прилично петь, чтобы смело выступить на студенческой вечеринке или собрать собственную группу, занимаясь ею как хобби, вполне можно. Нужно только приложить усилия.
Первый же урок, который преподала мне учительница гитары, я запомнил на всю жизнь и пусть в детстве ни петь ни играть я не научился, но музыку не бросил, и гитара вот уже пятнадцатый год -мой верный друг. Уже во взрослой жизни я всё же начал серьёзно учиться вокалу и сам лично убедился в правильности сказанных слов.
Конечно, самому добиться успехов в пении сложно, если у Вас нет к этому выдающихся способностей, и вы имеете слабое представление о технике вокала, поэтому лучше всё же пойти к репетитору. Даже если вокал – ваше хобби, за свои увлечения, люди, как правило, готовы платить, поэтому денег жалеть не стоит.
Однако ни один репетитор не сделает из Вас Лепса за два-три занятия, поэтому Ваш прогресс будет зависеть только от Вас. Вне зависимости от того, кто Ваш наставник, и есть ли он у Вас. В любом случае придется много и усилено заниматься.
Техник обучения вокалу и развития голоса существует множество. Описывать техники и конкретные упражнения сложно. Их надо показывать. Эту нишу хочется оставить профессионалам. Поэтому остановлюсь лишь на некоторых основных моментах и на своём личном опыте.
Многие, мечтая петь, так и не начинают заниматься вокалом, потому что стесняются своего голоса, считают, что у них «некрасивый тембр» или необходимо избавиться от дефектов речи. Тембр – это единственная константа, которая дана нам природой и её не вырубишь топором. Тем не менее, какой бы у Вас не был природный тембр, свой голос надо полюбить. Если у Вас есть некие особенности речи, которых вы стесняетесь, не факт, что они проявятся на пении. К тому же, развивая голос, их можно нивелировать или превратить в свою уникальную фишку. Главное, перестать стесняться своего голоса.
Занятия вокалом стоит начать с развития речевого аппарата, особенно если у вас есть дефекты речи, даже самые незначительные. Но даже если вы считаете свою речь идеальной, следить за своим речевым аппаратом всё равно стоит. Говорите скороговорки. Можно даже последовать примеру студентов театральных институтов и использовать винную пробку, зажимая её между зубами и проговаривая скороговорки. Помните, что вокалист поёт не только горлом или ротовой полостью, чтобы красиво петь нужно, в частности, развивать дыхание. Поэтому стоит обратить внимание на упражнения, которые развивают одновременно и речь, и дыхание. Например, проговорить на одном дыхании знаменитую поэму «Дом, который построил Джек».
Многие желающие заниматься музыкой, идут в вокалисты, аргументируя это тем, что «не умеют играть ни на одном инструменте». Считать, что просто петь проще, чем играть на гитаре – это довольно распространенное заблуждение. Во-первых, голос – это тоже инструмент. Его нужно настраивать, следить за ним. Во-вторых, обучаясь вокалу, неплохо бы уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, чтобы иметь возможность аккомпанировать себе во время выполнения вокальных упражнений. Лучше всего использовать клавиши. Играя на музыкальном инструменте, вы сможете заниматься вокалом самостоятельно и начнете лучше чувствовать музыку. Инструмент также необходим для занятия сольфеджио. Даже если у вас всё хорошо со слухом, начинать петь всё равно нужно с гамм и упражнений на развитие слуха и голоса одновременно. Слышать ноты – ещё не значит попадать в них при пении. Нужно не просто слышать ноты, а научиться их брать «интуитивно». Для этого необходимо пропевать упражнения. Сначала взять главную ноту в аккорде, потом научиться петь интервалы. Самый распространенный и красивый интервал – терция. Также стоит обратить внимание на гаммы и полутона.
Кстати говоря, считать, что для хорошего пения достаточно попадать в ноты – тоже неверно. Точное пение значит немало, и, конечно же, правильно брать ноты стоит научиться в первую очередь, особенно если природа не наградила Вас абсолютным слухом. Каковы бы ни были исходные данные, начинают обучение, как правило, именно с «попадания в ноты». Тем не менее, важно петь не только точно, но ещё и правильно.
Здесь мы сталкиваемся ещё с одним заблуждением. Когда непрофессионал старается как бы «специально петь», округляя звуки и пытаясь достать их «из недр самого себя». Говоря музыкальным языком, речь идет о вокальной позиции. То, что я пытался описать выше – попытка спеть на так называемой «академической» или «высокой» позиции. Сделать это правильно могут только профессионалы, учатся этому годами. У начинающих певцов же получается зажатый звук, который, зачастую, уходит в нос.
В большинстве жанров современной музыки более используемой является «низкая» или «речевая позиция». Говоря попросту, петь нужно так же, как мы говорим. Чтобы правильно научиться петь в «речевой позиции» нужно петь «на улыбке», то есть максимально растянуть губы и попробовать спеть. Звук при таком пение образуется «ближе», а не выходит «из недр». Этим звуком проще управлять при помощи диафрагмы.
Начиная заниматься вокалом, попробуйте экспериментировать с позицией: «нажав» на диафрагму, попробуйте сделать звук более мощным или спеть «с перегрузом». «Перегруз» - это та самая «хрипотца», которую мы слышим в голосах многих вокалистов (Лепс, Сукачев). Неверно считать, что этот «хрип» создается горлом. Хрипя на связках и пытаясь повторить Лепса, вы можете повредить связки и посадить голос. «Хрипотца» у многих вокалистов образуется «естественным образом», когда необходимо спеть «мощнее» и «добавить драйву». И делается это давлением на диафрагму.
Такую манеру пения используют большинство рок-музыкантов. К «экстремальному вокалу», это не имеет никакого отношения. Гроулинг – особая техника, используемая в определенных жанрах. Ей нужно специально учиться. Очень многие вокалисты добиваются высот, не владея этой техникой. Поэтому не стоит, начав заниматься вокалом, пытаться петь так, как поют вокалисты «экстремального металла». Пытаясь подражать им и не правильно делая «перегруз», вы только повредите голос, а не разовьете его.
Очень важно также развивать диапазон. В начале пути вокалист часто имеет слабое представление о своём диапазоне и он, как правило, не велик. Чтобы «нащупать» и разогнать свой диапазон, нужно выполнять упражнение, пытаясь взять самую низкую ноту, какую только возможно, голос при этом должен скрипеть. Потом от скрипа надо переходить на более высокие ноты вплоть до визга. При этом распеваясь, и выполняя вокальные упражнения на точность попаданий и умение «брать ноты», каждый раз старайтесь залезть «чуть выше» и «чуть ниже». Постепенно «скрипящие» и «визжащие» ноты встанут на место, и ваш диапазон увеличится. Я таким образом разогнал свой диапазон от одной до двух с половиной октав.
В этой статье я привел лишь несколько примеров и описал ошибки и затруднения, с которыми столкнулся сам. На истину высшей инстанции данная статья, претендовать, наверное, не может. Но надеюсь, что она поможет кому-то принять решения улучшить свой вокал и выбрать правильный путь «на большую сцену».