«А мне нужна игрушка, хоть кукла, хоть зверюшка – но только обязательно живая!» – это песенка из мультфильма идеально отражает мечту каждого ребенка. Какая девочка не мечтала в детстве, чтобы куклы могли отвечать, когда она с ними разговаривает, или кушать по-настоящему? Конечно, истинная «живая игрушка» – это все-таки из области сказок, и, наверное, было бы страшно, если бы кукла действительно была живой (особенно отвратительно, когда в «живую игрушку» превращается кошка или собака), но максимально приблизиться к осуществлению детской мечты сегодня удалось – благодаря созданию интерактивных кукол.
Таким игрушкам придается максимальное сходство с живыми младенцами – даже кожные складочки можно рассмотреть. Но главное – они проделывают такие же движения, как настоящие малыши. Они достаточно реалистично имитируют сосательные и глотательные движения, их можно «поить» водой из бутылочки и «кормить» специальной массой (все это потом благополучно выходит с другого конца, вызывая необходимость переодевать «ребеночка»). Такие куклы могут довольно реалистично «плакать», смеяться, зевать, засыпать и посыпаться.
Не все интерактивные куклы – младенцы. Существует и такие игрушки, программа которых позволяет, например, повторять движения ребенка – вместе с нею можно делать зарядку или танцевать. Другие куклы могут отвечать на вопросы (разумеется, количество или содержание ответов запрограммировано), петь, читать стихи, рассказывать сказки.
Что говорят психологи о таких игрушках – нужны ли они нашим детям? Безусловно, у них есть определенные достоинства. Они не дают детям скучать, помогают чему-то научиться. Учитывая, что далеко не каждая семья сегодня может позволить себе обзавестись вторым ребенком, такая игрушка заменяет брата или сестру… стоп! Вот тут уже начинаются «подводные камни».
Опасность замены живого существа движущейся игрушкой раскрыта еще в творениях писателей эпохи романтизма (вспомним Гофмана с его незабвенной Олимпией!) Можно возразить, что любая кукла заменяет девочке настоящего ребенка… так, да не так! Играя с обычной куклой, девочка прекрасно осознает, что это все «понарошку» – а интерактивная кукла «претендует» на максимальную реалистичность. Фактически, девочке 4-5 лет предлагается почувствовать все «прелести» материнства: выполнение «грязной» работы, необходимость кидаться к ребенку, когда он проснулся и заплакал… Да, это тоже неотъемлемая часть материнства – но готов ли ребенок такого возраста к её познанию? Всему свое время, и если слишком рано познакомить девочку с неприятной стороной материнства – не поселится ли в ее душе отвращение к нему, захочет ли она в будущем иметь настоящих детей?
Существует и другая опасность, связанная с интерактивными игрушками. С обычной куклой ребенок сам решает, что делать, сам придумывает, что отвечает кукла на его вопросы – все это стимулирует воображение и мышление. Интерактивная же игрушка с ее набором запрограммированных реакций, напротив, сковывает их. Впрочем, многие дети и сами это чувствуют: зачастую родители, потратив немалые деньги на интерактивную игрушку, с сожалением обнаруживают, что она надоела ребенку через считанные недели.
Единственная категория людей, которая может пользоваться такими куклами без опасений, это одинокие старики. Когда настоящих внуков нет, или они далеко и увидеть их удается нечасто, такой вот запрограммированный «внучок»-младенец становится неплохим утешением.