В основе каждого дизайнерского проекта может использоваться определенный стиль. История подарила современности множество вариаций. Ведь на оформление садов в прошлом, как и в настоящем, сильно влияли рельефы территории и климатические условия. Первые сады представляли оазисы среди засушливых территорий. Они были хорошо спроектированы и технически обустроены. В садах высаживались множество видов растений – это были цветы, благовонные травы, пальмы, фруктовые деревья, а также диковинные виды. Под ними хорошо было укрываться в полуденный зной и прогуливаться по аллеям, наслаждаясь красотой. «Райское удовольствие» было доступно только высокопоставленной знати, к которым относились верховные правители и жрецы.
История ландшафтного дизайна уносит нас в Древний Египет, в котором было построены целые садовые комплексы. Они были хорошо продуманы и несли в себе множество функций практических и эстетических. Зеленые насаждения представляли целые композиции: оранжереи, клумбы, аллеи, беседки. Впервые используются скульптуры и различные архитектурные элементы. Перед высадкой проводится акклиматизация растений. Формируется первый регулярный стиль. Он представляет территорию со строгой симметрией по периметру, в центре которой располагался дворец или храм. Подобные дизайнерские решения актуальны и в настоящее время.
Из Ассирии в современность пришло понятие парка, которым являлась огромная благоустроенная и художественно оформленная территория. Вавилония известна «Висячими садами», построенными по распоряжению царицы Семирамиды. Именно по описаниям таких садов стали строить озелененные террасы на крышах домов.
Древняя Греция и Древний Рим не имели принципиального расхождения в оформлении ландшафта, так как, в свое время, Рим перенял традиции проектирования садов. Из-за преобладания горного рельефа, греки и римляне часто использовали террасы, на которых научились высаживать даже большие деревья и много разнообразной красивой зелени и цветов. Применение террас прекрасно дополняли регулярную композицию, заимствованную у Древнего Египта. Широкое распространение получили рощи. В них занимались спортсмены, собирались философы, прогуливались императоры. Появилось понятие «зеленой скульптуры». Теперь сады Рима представляли комплекс различных композиций, где используется много скульптуры, фонтанов. В дальнейшем, такой стиль отразится на садах Средневековья, в эпоху Возрождения. Принципы расположения растений, архитектурных композиций и аллей сегодня прекрасно применяются в парках Европы.
В государствах Древнего Востока сады представлялись как рай при дворце. Насаждения располагались на четырех квадратах, разделенных вымощенными дорожками. Подобная композиция называется «чор-бак». В общем, применялся регулярный стиль.
Ландшафтный дизайн Древней Азии тесно связан с окружающим пейзажем. Он несет философию и мудрость, заставляет время остановиться. Эти сады по площади не большие – сказалась изолированность территорий государства. Каждая вещь имеет свой смысл – ничего лишнего. Китайские сады характеризуются многообразием стилей композиции. Разделить можно лишь на две школы: северная – знаменита проектированием и озеленением больших парков, на территории которых размещались композиции различной тематики; южная – практиковала проектирование миниатюрных проектов, в которых основными элементами были ручьи, камни, растительность, архитектура. Как будто, сад в саду. Прекрасным дополнением были надписи в форме поэтических названий – их наносили на террасах, камнях. В это время проводятся эксперименты по созданию изогнутых карликовых деревьев – искусство бонсай, которое потом проникло и в Японию. В китайском саду за основу брался красивый пейзаж и на его фоне разрабатывался проект. Особенностью ландшафтного дизайна Древнего Востока и Древней Азии является отсутствие газонов. В Европу пейзажный стиль пришел из Китая в XVIII веке.
Сегодня тенденцией является строительство садов, имитирующих первозданную природу. В России преобладает смешение стилей на одном участке. Люди готовы вкладывать средства в ландшафтный дизайн. Даже если этот сад будет в стиле русской усадьбы ХIХ века, которые не менее интересен, чем обычный огород посреди участка, беседка с мангалом, летняя кухня и одна «ранетница». Хотя некоторые исследователи считают, что архитектуру ландшафта российской дворянской усадьбы нельзя выделить в отдельный «русский стиль».