Воспитанная в семье, где главенствуют только женщины (чаще всего имеющие обо всех мужчинах вообще негативное мнение), будущая старая дева не имеет (или почти никогда не имеет) опыта общения с представителями мужского пола. Милые и послушные, «паиньки», такие девочки обычно хорошо учатся, с удовольствием занимаются домашним хозяйством, мальчишек во дворе и в школе обходят стороной, потому что дома ей внушают, что ничего хорошего от них, как и от мужчин вообще, ждать не приходится, и нужно им «только одно». Закончив школу, поступают в какой-нибудь «женский» ВУЗ, и работают затем в исключительно женском коллективе. Обычно это библиотека, школа, поликлиника, где мужчины встречаются крайне редко, а если и встречаются, то, либо уже обременены семьей, либо больше интересуются своей профессией, чем женщинами. Ей трудно увидеть в полнеющем лысоватом мужчине образ Заколдованного Принца – она видит в нем только похотливого самца, готового посягнуть на ее честь и потом бросить ее.
Милая и скромная, она не вешается на шею каждому встречному мужчине. Боясь спровоцировать внимание особы, ни в коей мере не удовлетворяющей ее завышенным требованиям, она тихонько сидит в уголке, молча оценивая происходящее. Но кто знает, какие бури бушуют в ее милой, аккуратненько причесанной головке?
Помыслы этой девушки наивны и чисты. Именно эта душевная чистота и искренность привлекает к ней любителей невинных и непорочных девочек. Книжные девочки, чаще всего воспитывающиеся в семье, где мужчина существует только как абстрактное понятие, рисуют в своем воображении образ Прекрасного Принца, не имеющего недостатков. Известно, что в реальности таких мужчин попросту не существует, но девушка не хочет этому верить, поэтому не замечает порядочных мужчин, которые хоть сколько-нибудь соответствуют ее идеалу.
И дело, видимо, в том, что она просто не умеет отделить реальность от сказки.
Свою девственность и добродетель она несет, как гордое знамя, не понимая при этом, что и у мужчин могут быть свои критерии отбора, и если этот критерий – единственный, который подходит им при выборе подруги жизни, на многое ли она может рассчитывать? Ведь мужчины активно ищут свой идеал, а современные Принцессы ожидают их у своего дома. Они не бывают на вечеринках, не знакомятся на улицах, а Прекрасные Принцы все никак не находят дорогу к ее дому. Знакомится девушка только с теми, кого рекомендуют ей ее мама, тети и бабушки, но те претенденты, которые появляются на ее пути, не проходят ее «кастинг»: главным достоинством наивная девушка считает романтизм Дон Кихота, идеальную внешность, прекрасные манеры, безупречный музыкальный вкус и разделение ее книжных взглядов на жизнь. Роль секса в понимании такой тургеневской девушки настолько ничтожна, что ей можно и вовсе пренебречь. Только супружеский долг в темноте под одеялом, в целомудренных позах и только потому, что все мужчины – «грубые животные».
Эти «тараканы» настолько прочно сидят в ее голове, что она отметает всех претендентов, не желая замечать в них ни их надежности, ни готовности вместе с ней участвовать в воспитании детей и желании сделать их общую жизнь уютной и комфортной для обоих, желании уважать не только свое, но и ее мнение. Собственно, все то, что женщины ищут в мужчинах.
А годы все идут, и постепенно желающих видеть ее своей принцессой все меньше и меньше, пока тоненький ручеек из возможных Принцев не пересыхает совсем. Девушка перестает верить в любовь, но, хотя она устала от одиночества, ее книжные представления настолько сильны, что она не может ими пренебречь, и продолжает ждать идеального мужчину. При этом ищет в мужчинах опять только те «сказочные» черты, которые сформировались у нее когда-то в давней юности, и не может, потому, что не хочет видеть в них черты реальные, составляющие характер и привычки реального человека.
Она готова к любви, готова отдать себя любимому, но те из мужчин, которых она когда-то отвергла, уже давно женаты, уже и «второй сорт», на который она готова согласиться, не очень-то стремится к тому, чтобы связать с ней свою жизнь. Все еще можно спасти, пересмотри она свои взгляды, вылезь из скорлупы недоступности и высокомерия, разгляди в земных, реальных мужчинах с неромантической внешностью верность и честность, порядочность и чувство ответственности за свою семью. Хуже, если девушка не сможет и не сумеет вовремя выйти из мира грез.
Не пересмотрев свои взгляды на жизнь как на сказку, ища в реальных мужчинах по-прежнему прекрасных принцев, она так и остается одна, с потухшим взглядом, уставшая от одиночества и разуверившаяся в любви. Она ненавидит мужчин, так как они не увидели, не разглядели ее прекрасную чистую душу, не оценили ее порывы сделать мир чище и нравственнее, не захотели взять ее девственность как бесценный дар, как жертву во имя любви и преданности единственному в мире Прекрасному Принцу. И это уже не тургеневская девушка, а старая дева.
Плюнувшая окончательно на свое женское предназначение и заменившая личную жизнь на работу. Она часто успешна на этом поприще, задерживается на службе допоздна, чем заслуживает уважение своих начальников. Но реальная причина такого служебного рвения одна – просто ей не хочется возвращаться домой, где ее никто не ждет, не с кем поделиться своими служебными успехами, а единственным ночным собеседником остается только мокрая от слез подушка.