Скепсис – это задумчивое сомнение. Чувство, в общем, хорошее. Не позволяет слишком очаровываться, а значит, спасает от того, чтобы выглядеть глупым и реально таковым быть.
А евроскептицизм – это сомнение в том, что процессы интеграции, происходящие сейчас в Европе, заслуживают одобрения .
А что за процессы интеграции происходят в Европе?
Две мировые войны были вызваны противоречиями, возникшими при появлении национальных государств, каждое из которых стремилось добиться тех или иных преимуществ за счет других стран. Маловато оказалось королевство, не развернуться. Вот и пошла драка за территории да за ресурсы.
Но если в 19 веке еще удавалось войну облагородить и приукрасить, то мировые войны 20-го века явились миру во всем своем неподдельном ужасе и грязи. Человечество оказалось настолько технически оснащенным, что число жертв войны пошло на десятки и сотни миллионов. При этом большая часть из них была гражданским населением.
Поэтому после Второй мировой войны на смену идеям империализма пришли идеи европейского содружества. Европейские страны должны развиваться не в ущерб одно другому, а все вместе в единых рамках и с общей целью. Если каждая европейская страна для современной экономики в сущности невелика, следует объединиться и образовать большой, всеевропейский рынок.
Эту генеральную идею соединенных штатов Европы развивали постепенно. В 1950-х годах образовались, окрепли и показали свою жизнеспособность различные объединения европейских стран, которые способствовали сближению и унифицикации экономик этих стран. Оказалось, что совместное функционирование помогает более быстрому развитию каждого партнера. Все в выигрыше! Свободное развитие каждого есть залог свободного развития всех! Бородатые ребята-социалисты были правы!
Кстати, те, кто любят рыться в старых книжках могут почитать работу В.И.Ленина «О соединенных штатах Европы», который не разделял желания многих социалистов (Розы Люксембург, например) объединить Европу на буржуазных условиях. Вот после всеевропейской пролетарской революции – пожалуйста.
Нельзя сказать, чтобы процесс европейского объединения шел беспрепятственно и поступательно. Но в марте 1957 года было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в которое сначала входили шесть самых промышленно развитых европейских стран. С 1973 года началось расширение ЕЭС, к нему начали присоединяться другие страны Европы. В 1978 году была создана Европейская валютная система и появилась европейская валюта, евро. В 1979 году были проведены первые европейские выборы в надгосударственный орган, Европейский парламент. В 1985 году было подписано Шенгенское соглашение, фактически отменившее внутренние границы между государствами-членами сообщества. Наконец, в 1992 году был создан Европейский Союз (ЕС). Произошло это в маленьком голландском городке Маастрихт. Кажется, более ничем этот городок не известен.
Почему для такого события был выбран Маастрихт?
Потому что в десятке километров от него, в Германии, находится город Аахен – бывшая столица империи Карла Великого, которую вполне заслуженно считают предтечей Европейского Союза. Собственно говоря, подписание того соглашения, которое потом назвали «Маастрихтским», должно было происходить в Аахене. Но антигерманские настроения в Европе еще были сильны и возобладали. Так что за Маастрихт, как колыбель единой Европы, отдельное спасибо следует сказать дедушке Адольфу.
Дальше - больше
С тех пор и до 2013 года к Европейскому Союзу присоединялись все новые страны и сейчас в ЕС входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, пока еще Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Объединенная Европа по ресурсному, технологическому, культурному и человеческому потенциалу стала вполне сравнима с крупнейшей экономикой мира, США.
Выгоды еврообъединения были настолько притягательны, что даже такие страны, как Албания и Турция, к Европе принадлежащие более географически, чем культурно и традиционно, проявляли желание объединиться с ЕС.
Что же не нравится евроскептикам?
По прошествии первого энтузиазма от «слияния в экстазе», оказалось, что идея одного могучего квазигосударства имеет и серьезные недостатки.
- Первый из них – это рост бюрократизма. Основная практическая (она же творческая) работа по руководству экономикой и политикой, главным образом, сосредоточена на национальном уровне. В новые же европейские структуры попадают непрофессионалы, которые фактически занимаются бумаготворчеством, а также производством ограничений и запретов.
- Во-вторых, многим общественным группам современной Европы интеграция приносит ущерб, а не пользу. Дело в том, что в последние годы к Евросоюзу присоединяются относительно слабо развитые государства, которые надо поднимать до высокого европейского уровня. Это требует денег, больших денег. При этом количество и качество работы местных жителей оставляет желать лучшего. Отсюда начинаются расчеты и плачи из цикла «Зачем нам кормить Грецию?» А если лучшие работники из «новых» стран-членов ЕС появляются в странах «старых» и более развитых, они отбирают рабочие места у тех, кто привык работать по-прежнему, не напрягаясь. В этом случае начинаются сетования в стиле: «Понаехали тут!»
- В-третьих, присоединение к ЕС большого количества относительно бедных стран привело в напряжение прежнюю систему социальной помощи. Надо сказать, прекрасную систему для поддержания «на плаву» тех, кто желает трудиться, но не согласен на любую работу. Эта система позволяет человеку, потерявшему работу, «остановиться, оглянуться» и найти новое приложение своим силам и своей квалификации. Зачастую, лучшую работу, чем была у него раньше. Тем более, европейская система социальной защиты замечательна для тех, кто в силу различных причин, трудиться больше не может. Всем известны аккуратные немецкие старички, путешествующие по разным странам и курортам мира. Но после так называемой «исламской весны» с Ближнего Востока в европейские страны хлынули беженцы (или «беженцы»), которые беззастенчиво пользуются достижениями социальной системы Европы, ни цента в эту систему не вложив, и вкладывать не собираясь. Система абсорбции небольшого числа мигрантов и беженцев, которая неплохо работала раньше, засбоила.
Перечисленные причины привели к тому, что в европейских странах множится количество «евроскептиков», считающих, что правила функционирования Евросоюза следует в корне изменить. Многие из евроскептиков скептичны еще в большей степени и считают, что их страны должны покинуть Европейский Союз. По их мнению, евроинтеграция принуждает их страны отдавать на общее дело гораздо больше, чем они от этого общего дела получают.
Кто они, евроскептики?
- Первая группа европскептиков критикует европейскую интреграцию с точки зрения крайнего национализма. Они отмечают, что формирование общеевропейского супер-государства – удар по независимости их стран-членов ЕС. Мало того, это удар вообще по чувству национальной идентичности. Гордые румыны, уехав, скажем, во Францию, выучившись там и найдя работу, перестанут гордиться своей родной страной, перестанут ее вспоминать и, в конце концов, превратятся во французов. Разве об этом мечталось? Французские националисты из партии «Национальный Фронт» сетуют по поводу утери национальной идентичности гордыми французами, а бельгийская фламандская партия плачет о потере национальной идентичности фламандцев. Кто же останется жить в таких малочисленных странах, как Эстония или Мальта, их патриотам вообще думать не хочется.
- Вторая группа евроскептиков критикует бюрократическую систему, которая в надгосударственной системе ЕС достигла надгосударственных же размеров. Коррупция в бюрократической системе, ее неэффективность, отделение граждан от власти и их же отдаление от этой самой власти – вот тезисы этих евроскептиков.
- Евроскептики третьей группы критикуют глобалистский характер евроинтеграции, которая наносит вред социальной ориентированности Европы. Среди этих критиков – разного рода коммунистические и лево-социалистические лидеры, а также партии экологической направленности.
По большей части евроскептики не стремятся к разрушению Евросоюза. Напротив, они хотят усилить свои позиции в политических и экономических структурах ЕС. Ну что же, как говорится, по делам их узнаете их.
Какова реакция ЕС на евроскептицизм?
Руководство Европейского Союза, а главное, общественность стран ЕС наконец-то стали понимать, что 40-летний период, на протяжении которого Западная (тогда) Европа исключительно повышала уровень жизни своего населения и много средств вкладывала в социальные программы, закончился. С американского континента следуют упреки (во многом обоснованные), что Западная Европа «жировала» за счет США, экономя за счет затрат на военные расходы, поскольку США взяли на себя гарантию обеспечения их военной безопасности. Эти времена безвозвратно прошли. Следует вырабатывать новую стратегию.
Что делать?
На любимый вопрос русской интеллигенции ответственные европейские политики выдвигают задачу окончания нескольких важных проектов, которые приведут к упрочнению ЕС и станут предпосылкой решения возникших проблем.
- Завершить формирование единого внутриевропейского рынка и экономического союза 27 государств. (Великобритания, как известно, интегрироваться в Объединенную Европу отказалась). Это – сложная задача, поскольку потенциал присоединения различных государств сильно различается. Для многих же государств, недавно вошедших в ЕС, он вообще под вопросом.
- Превратить европейскую экономику из экономики производства в экономику знаний. Это должно сделать европейскую экономику конкурентоспособной в мировом масштабе, динамичной и эффективной, обеспечивающей экономический рост, повышение занятости и укрепление социальной солидарности. Кстати, социальная солидарность по-европейски предполагает высокий уровень социальной защищенности.
- Повысить уровень участия объединенной Европы в глобальной политике и, в частности, изменить подход к политике собственной безопасности.
- Заметно сблизить уровни жизни и социальную структуру в странах – «старых» и в «новых» членах Евросоюза. Здесь, конечно, придется расплачиваться более богатым «старым» членам ЕС.
- Определить границы и стадии дальнейшего расширения Европейского Союза. Сегодня на членство в Европейском Союзе претендуют такие разнородные и зачастую не богатые страны, как Украина, Турция, Хорватия, Македония, Албания, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, а также Косово. Критерии приема определить трудно, но необходимо. И критерии эти должны быть обоснованы логически, экономически и социально.
С точки зрения функциональной эффективности интеграционных процессов, естественными границами Евросоюза станут такие границы, когда издержки на поддержание единых политико-экономических структур превысят преимущества от расширения пространства, на котором будет действовать единый социально-экономический порядок. Или же тогда, когда интеграционные процессы перестанут справляться с проблемами, возникающими при дальнейшем расширении.