Давным-давно был я в Таиланде. А кажется, что совсем недавно. Эту замечательную страну я до сих пор вспоминаю, и хочу съездить туда еще раз.
Тайцы – буддисты и индуисты. То есть, они практикуют язычество. Это выражается в том, что едва ли не на каждом углу стоят маленькие кумирни, посвященные тому или иному индуистскому богу. Кумирни эти постоянно убираются цветами. Они выполняют роль, аналогичную часовням в христианстве. Каждый может здесь припасть к божеству, помолиться и попросить об исполнении мечт. Кое-какие индийские божества буквально курируют те или иные отрасли жизни. Например, слоноголовый Ганеша – науку и образование. Ибо слоны считаются умными. А боевая птица Гаруда, непримиримый и храбрый борец со змеями, на которой разъезжает бог Вишну – официальный символ министерства обороны.
Но кроме того, тайцы еще и буддисты. Поэтому нрав у них кроткий, добрый и терпимый. В южной части страны, на границе с мусульманской Малайзией, можно встретить довольно много малайцев-иммигрантов. И потому здесь встречаются мечети. Но погромы в Таиланде по религиозному или по какому-либо другому признаку кажутся немыслимыми.
Но, оказывается, и терпимых терпеливых тайцев можно вывести из себя, если очень постараться. Говорят, что в марте 2001 года малайцам рекомендовали в Таиланд не въезжать, а тем, кто уже находился в стране – вести себя тихо и не «светиться». В то время в стране смотрели на мусульман очень косо. Причиной того, что характер тайцев столь внезапно испортился, было уничтожение в Афганистане двух огромных статуй Будды.
Эти статуи находились в Бамианской долине, которая расположена в центральном Афганистане. Они были вырублены в скале и имели высоту 55 и 37 метров. Статуи датировались 6 веком нашей эры.
Бамианская долина находится километрах в 200 северо-западнее Кабула. Через город Бамиан издавна пролегали торговые пути, потому что Бамианская долина была единственным удобным проходом сквозь горный хребет Гиндукуш.
С точки зрения ислама, статуи – несомненный признак язычества, и потому их следовало разрушить. Но в 11 веке, когда долина отошла к мусульманскому государству династии Газневидов, огромные статуи не были разрушены. Не уничтожили их и войска Чингисхана, которые побывали в долине в 1221 году. В средние века комплекс пещерных буддийских монастырей тоже уцелел. Его оставили нетронутым, хотя назвали городом неверных, Кафиркала.
Уничтожить громадные статуи хватило сил и наглости у талибов, захвативших Бамианскую долину в 2001 году. Никакие протесты международной общественности, в том числе, ЮНЕСКО, их не остановили. Идолов следует уничтожить – так постановили их мусульманские авторитеты.
Против идеологически зашоренных мулл не попрешь. Хотя статуи уничтожить было не так просто. На это потребовалось несколько недель. Вначале их обстреляли из артиллерийских орудий и даже с помощью боевых ракет. В результате статуи были значительно повреждены, но все же не разрушены окончательно. Чтобы добиться своей цели, талибы применили скалолазов, которые спустились к статуям сверху и заложили взрывчатку в отверстия, сделанные в ходе предыдущих стрельб. В результате этих немалых усилий статуи Будды не были разрушены окончательно. Однако, повреждения оказались очень сильными, более 50 процентов памятника превратилось в обломки.
Ломать – не строить. В 2003 году ЮНЕСКО включило весь комплекс строений в Бамианской долине в список Всемирного наследия. То есть, под международную защиту кроме буддийских монастырей и сильно разрушенных статуй Будды были взяты находящиеся здесь мусульманские строения. Вероятно, ЮНЕСКО, надеялось таким образом угодить всем. Так сказать, и невинность соблюсти, и капитал приобрести.
Трудно сказать, пойдет ли на пользу Бамианским статуям сия хитрость.В 2011 году международные организации оценили повреждения статуй Будды. Вывод был безутешный. Восстановлению эти культурные сооружения не подлежат. Во-первых, слишком дорого обошелся бы этот проект. А во-вторых, поскольку статуи разрушены более, чем наполовину, их восстановление будет считаться новоделом, а не реставрацией старого памятника.
В общем, официальные всемирные защитники культуры своим решением показали дикарям, как им действовать, если они считают тот или иной памятник истории ненужным, и даже вредным. Следует развалить этот памятник более, чем наполовину, и задача будет достигнута.