Техника граттажа или граттография – это одна из графических техник. Название этой техники полностью описывает работу художника при создании изображения. На специальный ярко-белый картон наносится основа (чаще всего, черного цвета). После высыхания основа образует твердый слой. Художник создает изображение, соскабливая основу в нужных местах. В результате получается контурный белый рисунок на черном фоне. Техника граттажа родственна гравюре, офорту или литографии. Внешний вид граттографии напоминает гравюру или офорт. Правда, с одной гравюры можно делать несколько авторских копий. Рисунок же в стиле «граттаж» всегда уникален.
Граттаж более прост для освоения, чем классическая гравюра. Поэтому он и популярен среди начинающих графиков.
Картон для граттажа изготавливают промышленным способом. Он твердый, плотный, у него гладкая поверхность. Он изготавливается из меловой бумаги и потому имеет очень яркий белый цвет.
В начале работы поверхность картона покрывают слоем воска или парафина. Проще всего равномерно растереть по картону свечу. Лучший результат дает нанесение расплавленного парафина кистью. Парафин или воск расплавляется в специальном сосуде (банке), который разогревают не на открытом огне, а либо в водяной бане, либо на мощной электрической лампе.
После того, как восковой слой хорошо застыл, его закрашивают черной тушью. Тушь изготавливают на основе воды, поэтому на жирную восковую поверхность она будет ложиться плохо. Следует набраться терпения, и покрывать воск тушью в несколько приемов. Тушь наносят тампоном из ваты, губкой или широкой кистью. После нанесения первого слоя необходимо подождать, чтобы этот слой высох, после чего нанести следующий слой.
После окончательного высыхания перед графиком – черная поверхность на белой подложке. На эту черную поверхность белым карандашом наносится контур рисунка.
Теперь – самое главное. Черную плотную поверхность процарапывают острым предметом по контуру рисунка. Острым предметом может быть хорошо заточенный нож, скребок, даже вязальная спица. Лучшего результата позволяют добиться специальные резцы, которые применяют граверы, выполняющие гравюры по дереву или по линолеуму.
Штрихи, возникающие на черном фоне после процарапывания, будут не ярко-белые, а беловатые. Чем сильнее нажатие на резец, тем белее штрихи. Но все равно получившийся в результате граттажа рисунок будет не таким четким, как, скажем, гравюра по дереву или по линолеуму. Некоторая размытость граттажа делает его более похожим на литографию.
Поскольку в результате получается белый контур на черном фоне, первые пробы в стиле граттажа – ночные пейзажи: зимняя дорога, звездное небо, пейзаж каких-нибудь таинственных далеких планет.
После того, как начинающий график наберется опыта, он включает фантазию и начинает экспериментировать с изменением техники. В качестве подложки можно использовать не белый, а цветной картон или же тонировать его в нужных местах акварелью. Так получаются цветные рисунки, например, осенний пейзаж, салют в ночном небе.
Кроме того, можно попробовать, какой эффект даст нанесение фона не черной тушью, а тушью другого цвета, например синей или зеленой. Впрочем, наиболее впечатляющие граттажи получаются все же на черном фоне.
Граттографию в своем творчестве широко использовал известный художник из группы «Мир искусств» Мстислав Валерианович Добужинский (1875 - 1957). Он любил графику, любил эксперимент и сделал в стиле граттажа несколько серьезных работ, картин любимого им дореволюционного Петербурга.
Уже говорилось, что техника граттажа родственна различного вида гравюрам. Но знатоки архитектуры укажут еще на одного «родственника», у которого даже название немного похоже, сграффито. Это слово происходит от итальянского наречия «sgraffiato» – «процарапанный». В технике сграффито исполняют монументальный декор зданий. В результате на стенах получается как бы процарапанная роспись, сделанная одним или несколькими цветами. Для создания рисунка в технике «сграффито» стену штукатурят цветной штукатуркой в один или несколько слоев. После высыхания штукатурки внешний слой процарапывают, а местами даже полностью удаляют, раскрывая тем самым слой определенного цвета. Возникающая картина – красива и контрастна, без полутонов. Многие дома в буржуазных кварталах Праги декорированы в технике сграффито. Даже в пролетарском городе Новокузнецке художник Валерий Лукьянчиков «облагородил» с помощью техники сграффито стандартные «хрущевские» пятиэтажки.