В различных сказаниях часто фигурируют мудрецы. Неопытный и запутавшийся человек отправляется к отшельнику, живущему где-нибудь в горах, чтобы узнать ответ на волнующий его вопрос. Когда путешественник преодолевает расстояние, перед ним предстаёт старец с длинной бородой и глубокими морщинами. Почему старость всегда ассоциировалась с мудростью? И сколько именно надо прожить, чтобы стать мудрым?
Откуда берётся мудрость?
Для начала надо понять, что такое мудрость.
С одной стороны, мудрасть это определённые умения, которые мы с вами приобрели в результате некоторого опыта, полученного ранее. С другой же стороны, мудростью также можно назвать не как знание, полученное в результате опыта, а как уже сформированное умение, полученное из-за опыта. Рассмотрим мудрость с точки зрения двух разных определений, чтобы охватить суть слова в полной его мере.
Мудрость, как опыт
Если рассматривать мудрость, именно как знания, полученные из собственного жизненного опыта, то можно понять, что чем больше у человека этого опыта, который он при этом анализировал, тем мудрее он. Но ведь совсем не обязательно, что жизненный опыт будет у старого человека. У Ивана Грозного, например, в 13 лет жизненный опыт был явно по больше, нежели у его сына, Фёдора Ивановича, которого, кстати, даже прозвали Блаженным. Ивану 4 в детстве пришлось пережить потерю всех близких людей буквально за одну неделю, а после взять на себя правление раздробленной страны, с которой не могли справиться его взрослые предшественники. Его же сын, даже будучи царём, не обременял себя правлением. За него управлял государством Борис Годунов, а распорядок царя, между этим, выглядел довольно примитивно и не был похож на жизнедеятельность царя Всея Руси. Большую часть времени он проводил за молитвами, сном и приёмом пищи. Его не волновала мирская и политическая жизнь.
Не возникает и сомнений, что к 18 годам у юного Ивана Грозного было намного больше жизненного опыта, чем у его сына в этот же возраст. Значит, если рассматривать мудрость, как знания, получаемые из жизненного опыта, дело совершенно не в возрасте, а в жизненных трудностях.
Мудрость, как умение
А что, если рассматривать мудрость, как способность применять полученные знания?
Действительно, когда мы получаем информацию, её нужно обработать, а после использовать в нужный момент. Прочитанный учебник по ОБЖ совершенно не гарантирует выживаемость в лесу. Именно умение вспомнить нужную информацию и перенести её в реальность может называться мудростью. Но в такой ситуации вопрос возраста отпадает сам собой. С чего можно предполагать, что пятнадцати-летний подросток справится с заданием построить шалаш по прочитанной инструкции хуже, чем пенсионер?
В данном случае всё зависит сугубо от человека и его умений анализировать. Получается, и здесь возраст не играет особой роли при формировании мудрости.
Вывод
После некоторого анализа можно понять, что возраст не является мерилом мудрости. В не зависимости от определения мудрости, мудрым может оказаться совсем не старец с бородой по колено. Намного важнее в приобретении мудрости - это человек. Анализ полученной информации и переработка этой информации и опыта в мудрость занимает много времени и требует определённых умственных способностей, которые присущи далеко не всем. Мудрость - результат интеллектуального труда, а не прожитого отрезка времени на земле.