Ум – понятие весьма неопределенное… кого считать умным? Доктора наук?
Возможно, но как часто люди, двигающие вперед науку, демонстрируют прямо-таки вопиющую беспомощность (не будем разбрасываться такими словами, как глупость) в быту или в человеческих отношениях… Впрочем, понятия из обыденной речи часто грешат неопределенностью – не в пример научным.
Психологическая наука не имеет такого понятия, как ум, но в ее арсенале есть близкое понятие – интеллект. Следует заметить, что явление это неоднородно – ученые выделяют интеллект вербальный, социальный и другие виды интеллекта.
Сломано немало копий – причем за пределами науки как таковой – относительно того, насколько зависит уровень развития этого качества от пола, расы, национальности и даже классовой принадлежности. Но более осмысленным выглядит вопрос о связи возраста и интеллекта.
Детство
Не вызывает сомнений, что применительно к новорожденному младенцу об интеллекте вообще говорить не приходится – в то время как у взрослого человека он определенно есть (если только этот человек не страдает тяжелым поражением центральной нервной системы – из тех, при которых человека называют «овощем»).
Как и насколько разовьется интеллект, зависит от разных факторов – и не только от наследственной предрасположенности, и даже не только от того, будут ли ребенка обучать, и как именно.
Вряд ли будут высокие показатели у голодающего ребенка (или по крайней мере недополучающего белковой пищи) – скажем, одной из причин запрета педологии в СССР был тот факт, что педологи выявляли у детей низкие показатели интеллекта, за что и были обвинены в «клевете на советских детей». То, что раннее детство тех ребят пришлось на годы гражданской войны и разрухи, а значит, голода, власть имущие не понимали или не хотели понимать – между тем, связь между этими факторами и недостаточно высоким интеллектом детей была прямая.
Но хотя возрастное развитие интеллекта и варьируется от человека к человеку, в нем выделяются определенные закономерности, общие для всех. Самый бурный рост интеллекта приходится на семилетний и одиннадцатилетний возраст, а вот начиная с двенадцати лет, когда организм переживает кардинальную гормональную перестройку, интеллектуальное развитие не просто замедляется, но и может «сдать позиции». Проблемы с учебой возникают у подростков не только потому, что учеба теряет для них ценность, но и по этой причине – ведь как раз на это время приходится появление новых предметов (физики, химии), а интеллект-то «откатывается назад»… нет ничего глупее, чем ругать в это время подростка за тройки.
Ну, а что же происходит потом?
Как показывают исследования психологов, показатели интеллекта, достигнутые к семнадцати-восемнадцати годам, сохраняются неизменными в течение многих последующих лет. Впрочем, здесь имеет значение и то, какими тестами пользовались исследователи – некоторые из них демонстрируют рост интеллекта и до сорока, и даже до пятидесяти лет.
Как меняется интеллект на склоне лет?
Традиционно считается, что старость – это время интеллектуального угасания. Но психологические исследования и в это представление заставляют внести коррективы. Практически у всех людей ощущаются «интеллектуальные потери» после восьмидесяти лет (счастливые исключения типа Джузеппе Верди, создавшего свою последнюю оперу в девяносто с лишним лет – это именно исключения), а вот до этого возможны варианты. Примерно у трети людей изменения ощущаются после 74 лет, у трети – еще раньше.
В целом закономерность такова: чем меньше был развит интеллект в молодости и зрелом возрасте, чем меньше «пищи для ума» дает среда, тем раньше наступит то, что называют «возрастными явлениями».