icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Хобби и увлечения

Чем характерно церковное шитье?

  • 1171
  • 2

Чем характерно церковное шитье?

К
Как известно, доказать существование Бога невозможно – но столь же сложно доказать и Его несуществование. За отсутствием серьезных доказательств своей правоты, главным «коньком» воинствующих атеистов остается обвинение Церкви (в частности, православной) во всех смертных грехах, в частности – в пристрастии к роскоши и внешней красоте… Вы пылу обвинений эти люди как-то забывают, что – как метко заметил А. П. Чехов – «в человеке все должно быть прекрасно», и ничто так не заставляет задуматься о красоте душевной и вечной, как красота творений человеческих рук. Эти творения окружают человека, попавшего в православный храм, со всех сторон: устремленные к небесам линий храмовой архитектуры, дивная гармония церковного пения, благородство красок фресок и икон… и, конечно, церковное шитье.

Самые древние известные нам образцы церковного шитья относятся к XIV веку, но их совершенство свидетельствует о том, что такое прикладное искусство процветало на Руси уже не один век – вероятно, оно пришло к нам из Византии вместе с христианством. Это подтверждают свидетельства летописцев. Они говорят, например, о том, что уже в XII веке во Владимире в дни христианских праздников по пути крестного хода было принято развешивать по обеим сторонам улицы ткани, расшитые жемчугом и золотыми нитями (интересно, тогда тоже находились субъекты, поднимавшие визг на тему «Вот на это у них деньги есть»?). Другие разновидности церковного шитья – облачения священников, плащаницы, завесы царских врат, облачения священников (стихари, епитрахили и другие элементы), покровы для священных сосудов, хоругви… Лишь небольшая часть образцов этого искусства сохранилась до наших дней – церковное шитье гибло в многочисленных пожарах и грабежах, а иногда попросту уничтожалось после естественного износа: шитую золотую нитями ткань сжигали, выплавляя золото для дальнейшего использования.

Но если сохранение тканых предметов церковного обихода на века не казалось нашим предкам важной задачей, то к изготовлению их подходили очень серьезно. Для него использовались самые дорогие ткани, которые привозили из заморских краев – атлас, бархат, камку, тафту – и не менее роскошные нити – золотые, серебряные и шелковые. Как и все в церкви, шитье это подчинялось определенным канонам, которые перекликались с иконописью – например, если вышивался лик святого, то в рисунке (как и на иконах) не должно было быть теней. Рисунок предварительно «знаменили» – т.е. наносили на тонкую бумагу, которую нашивали на ткань, затем рисунок прошивали тонкими стежками черного шелка, после чего бумагу удаляли и принимались заполнять промежутки. Первоначально они заполнялись исключительно швами, но в XVII веке стали вшивать целые куски бархата (видимо, в это время вышивальщицы уже не были наделены таким терпением, как их средневековые предшественницы).

Плащаницу («воздУх») нередко вышивали по обету, чтобы преподнести какому-либо храму или монастырю. Такой дар мог быть не просто актом доброй воли, а своеобразным «подвигом», подкрепляющим молитву. Так поступила, например, Соломония – первая жена Василия III (отца Ивана Грозного): несчастная княгиня надеялась, что Бог наконец благословит ее чадородием… увы, брак так и остался бездетным и закончился ссылкой бесплодной супруги в монастырь.

Церковное шитье было своеобразным «ответвлением» иконописи, доступным женщинам – в допетровскую эпоху им было запрещено писать иконы красками, а вот вышивать лики святых не возбранялось.

Церковное шитье существует и сегодня, продолжая древние традиции. Не следует только причислять к нему те схемы для вышивания икон, которые можно купить в магазинах для рукоделия рядом с кошечками и цветочками. Священники не советуют рукодельницам-христианкам браться за эти схемы: в храмах такие вышитые картины не освящают – т.е. использовать их в качестве икон не получится, а просто складывать изображения святых в комод все-таки непочтительно и даже кощунственно. Для приятного времяпрепровождения вышивайте лучше пейзажи и натюрморты, а настоящее церковное шитье – это дело, которому надо серьезно обучаться и посвятить всю жизнь (и профессиональную, и духовную).

tra
Анжелика Григорьева

Есть священники, которые благословляют вышивать иконы. Например, потом такую икону можно подарить. По-моему, замечательный подарок.

pro
Надежда  Маслова

Моя племянница, когда не знает, что подарить вышивает именную икону в подарок.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+