Самые древние известные нам образцы церковного шитья относятся к XIV веку, но их совершенство свидетельствует о том, что такое прикладное искусство процветало на Руси уже не один век – вероятно, оно пришло к нам из Византии вместе с христианством. Это подтверждают свидетельства летописцев. Они говорят, например, о том, что уже в XII веке во Владимире в дни христианских праздников по пути крестного хода было принято развешивать по обеим сторонам улицы ткани, расшитые жемчугом и золотыми нитями (интересно, тогда тоже находились субъекты, поднимавшие визг на тему «Вот на это у них деньги есть»?). Другие разновидности церковного шитья – облачения священников, плащаницы, завесы царских врат, облачения священников (стихари, епитрахили и другие элементы), покровы для священных сосудов, хоругви… Лишь небольшая часть образцов этого искусства сохранилась до наших дней – церковное шитье гибло в многочисленных пожарах и грабежах, а иногда попросту уничтожалось после естественного износа: шитую золотую нитями ткань сжигали, выплавляя золото для дальнейшего использования.
Но если сохранение тканых предметов церковного обихода на века не казалось нашим предкам важной задачей, то к изготовлению их подходили очень серьезно. Для него использовались самые дорогие ткани, которые привозили из заморских краев – атлас, бархат, камку, тафту – и не менее роскошные нити – золотые, серебряные и шелковые. Как и все в церкви, шитье это подчинялось определенным канонам, которые перекликались с иконописью – например, если вышивался лик святого, то в рисунке (как и на иконах) не должно было быть теней. Рисунок предварительно «знаменили» – т.е. наносили на тонкую бумагу, которую нашивали на ткань, затем рисунок прошивали тонкими стежками черного шелка, после чего бумагу удаляли и принимались заполнять промежутки. Первоначально они заполнялись исключительно швами, но в XVII веке стали вшивать целые куски бархата (видимо, в это время вышивальщицы уже не были наделены таким терпением, как их средневековые предшественницы).
Плащаницу («воздУх») нередко вышивали по обету, чтобы преподнести какому-либо храму или монастырю. Такой дар мог быть не просто актом доброй воли, а своеобразным «подвигом», подкрепляющим молитву. Так поступила, например, Соломония – первая жена Василия III (отца Ивана Грозного): несчастная княгиня надеялась, что Бог наконец благословит ее чадородием… увы, брак так и остался бездетным и закончился ссылкой бесплодной супруги в монастырь.
Церковное шитье было своеобразным «ответвлением» иконописи, доступным женщинам – в допетровскую эпоху им было запрещено писать иконы красками, а вот вышивать лики святых не возбранялось.
Церковное шитье существует и сегодня, продолжая древние традиции. Не следует только причислять к нему те схемы для вышивания икон, которые можно купить в магазинах для рукоделия рядом с кошечками и цветочками. Священники не советуют рукодельницам-христианкам браться за эти схемы: в храмах такие вышитые картины не освящают – т.е. использовать их в качестве икон не получится, а просто складывать изображения святых в комод все-таки непочтительно и даже кощунственно. Для приятного времяпрепровождения вышивайте лучше пейзажи и натюрморты, а настоящее церковное шитье – это дело, которому надо серьезно обучаться и посвятить всю жизнь (и профессиональную, и духовную).