В истории автомобилестроения встречаются такие автомобили, которые смело можно назвать знаковыми, культовыми, определившими развитие отрасли на многие годы вперед. Таковы фордовская «жестянка Лиззи», вездеход «Jeep», малолитражка «Фольксваген Жук»… В конце ХХ века одним из самых узнаваемых и статусных стал внедорожник «Hummer», созданный в США на базе армейского автомобиля HMMWV.
«Hummer» был этаким воплощением брутальной мощи, автомобилем, для которого нет преград. Обладать им стремились кинозвезды и поп-идолы, мафиози и бизнесмены, арабские шейхи и банановые диктаторы, способные походя выложить многозначные суммы. Однако и среди менее обеспеченных автолюбителей было немало тех, кто истекал слюной, глядя на угловатого монстра. Впрочем, некоторые из них занимались не только бесплодными мечтаниями…
В разных странах мира существует такая категория автоумельцев, которые днюют и ночуют в гаражах, постоянно что-то улучшают и переделывают в своём любимом грохочущем железе. Некоторые из них способны буквально слепить конфетку из того, что предлагает отечественная автопромышленность. Одним из таких был и простой таможенный брокер Вячеслав Дмитриев. Увидев впервые Хаммер в Аравии и посидев за его рулем, он был уязвлен в самое сердце и с тех пор не знал ни сна, ни покоя.
Будучи человеком энергичным и не желая предаваться непродуктивным воздыханиям, в 2005 году Вячеслав собрал в Подмосковье небольшую команду таких же автофанатиков и приступил к созданию мечты своими руками. За основу энтузиастами взят известный советский военный «проходимец» ГАЗ-66, в просторечии «шишига». Этот грузовой вездеход был отлично приспособлен к передвижению по грязи, но отличался совершенно безумной эргономикой и не предполагал никаких удобств для своего экипажа.
Самодеятельное тюнинговое ателье разобрало «шишигу» по винтику, а потом совместными усилиями сотворило из гадкого утенка… ну не прекрасного лебедя, конечно, но нечто гораздо более приятное эстетически. При этом ходовые качества «исходного материала» почти не пострадали. На вид машинка стала действительно напоминать культовый Хаммер, особенно, если смотреть спереди и издали. Вблизи иллюзия несколько рассеивается, но поводов для удивления всё равно меньше не становится.
Столь узнаваемая оскаленная хаммероподобная физиономия «Партизана» - а именно так окрестили своего первенца умельцы – всего лишь пластиковая имитация, отштампованная вручную. Кабина, со стороны похожая на заморскую, выкроена из кусков кабины ГАЗ-66 и аккуратно сварена заново, двери тоже взяты от неё. Внутри простота и аскетизм, серый пластик и ткань, все утилитарно и без изысков. Ходовая часть изначально высокого грузовика переделана в сторону укорочения и снижения высоты, двигатель смещен ниже и немного назад. Рессоры пришлось ослабить для увеличения мягкости хода, с той же целью на колеса установили широкие шины низкого давления.
Разумеется, «гаражному» ателье не удалось достигнуть того качества сборки, которое отличает прототип от General Motors. «Уши» родного автопрома торчат отовсюду – диски, резина, приборы, светотехника – всё взято от различных отечественных автомобилей. Впрочем, создатели вездехода и не ставили цели добиться полного сходства, их целью было создать более-менее приличную пародию на Хаммер за приемлемую цену. А если она ещё и по нашим дорогам и направлениям сможет ездить – так вообще здорово! И надо сказать, с этим дела у «Партизана» обстоят достаточно неплохо.
Водитель, привыкший к езде на легковушках и джипах-паркетниках, сразу почувствует разницу в манере передвижения их и «Партизана». Сказывается грузовое прошлое автомобиля, на асфальте он неповоротлив и не слишком динамичен. Да и коробка скоростей без синхронизаторов, «по-легковому» ездить никак не получится. Под капотом стоит отечественный двигатель ЗМЗ-66 в 120 «лошадок», что для машины весом более 2 тонн не так уж много. Впрочем, у первых армейских HMMWV моторы были не так чтобы уж и намного мощней. Хуже другое – невысокие качества отечественных покрышек такого типа и неважные тормоза делают опасной езду на большой скорости по хорошим дорогам.
А вот на грунте, в грязи машина сразу вспоминает свои фамильные свойства армейского вездехода. Она неплохо штурмует бездорожье, тяговитый на низких оборотах двигатель и внедорожная резина уподобляют её этакому трактору. К сожалению, творцы «Партизана» вынуждены были уменьшить дорожный просвет, чтобы «соблюсти фигуру» и не сильно отличаться от заморского прототипа. Это вкупе с длинной базой не позволяет достичь всепроходимости прародительницы-«шишиги», но всё же даёт возможность достаточно уверенно съезжать с наезженных путей. Рыбакам, охотникам и прочим любителям бездорожья должно хватить за глаза, да и не особо состоятельные любители пофорсить будут довольны.
В-общем, можно сказать, что машинка у Дмитриева со товарищи получилась. Первый экземпляр «Партизана» купили ещё до окончательной сборки. Определяющим фактором стала цена раз в десять меньше, чем у настоящего Хаммера. Часто с «Партизаном» путают другие переделки «шишиги», например «Булат» или «Бархан». К сожалению, Горьковский автозавод не проявил интереса к машине, поэтому ателье работало только на заказ. Точное количество произведенных «русских Хаммеров» неизвестно, на снимках в Сети можно увидеть несколько разных экземпляров. Скорее всего, много их и не будет – в интернете давно висит объявление о продаже производства «за нехваткой времени на его развитие». Жаль, что интересная идея оказалась заброшенной…