Этнографические исследования утверждают, что прообразом тамги послужили геометрические фигуры, животные, птицы, сакральные пиктограммы, конская сбруя, предметы обихода. Знаки наносились на выбранную поверхность различными тяжелыми инструментами, неизбежно подвергаясь при этом определенной стилизации. Знаки должны были быть лаконичными и графически выразительными, что упрощало бы их нанесение на другие поверхности – кожу, камень, дерево.
Слово «тамга» имеет тюркское происхождение. Тамга – «печать», «клеймо», «тавро», в период Золотой Орды – «документ с ханской печатью». Научные исследования тамг ведутся более двух тысячелетий, и, несмотря на очевидные успехи, вопросы по данной теме еще далеки от разрешения.
Хазары – тюркоязычный кочевой народ, который сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов и стал известен вскоре после нашествия гуннов. Хазарская держава прекратила своё существование после того как в 985 г. Князь Владимир овладел ею и наложил на неё дань. Но хазары не исчезли, и многочисленная их община проживала в Тмутаракани.
Донским казакам приписывают открытие хазарской графики. Стены древних крепостей, которые они разбирали, чтобы добыть строительный материал для своих построек, хранили находки хазарской графики. Родовая тамга у хазар была сакральным символом, который ставился на камнях и кирпичах, используемых при возведении крепостей и домов. Родовая тамга скрывалась от глаз окончательно при укладке кирпичей в стену. Таким образом, будущим поколениям давали понять, кто является истинным хозяином домовладения или поселения.
Самые первые упоминания о тамге принадлежат именно хазарам, которые широко применяли их в качестве родовых знаков-меток для таврения лошадей.
Двузубцы и трезубцы, изображенные на тамгах и имеющие сакральный смысл, использовались как родовой знак, были широко распространены в Хазарской культуре и являются характерным признаком её знаковой системы. Существует предположение, что двузубцы, изображённые на хазарских тамгах, были знаками феодалов, в частности тамгой Дуло – одного из правящих родов. Род Дуло властвовал среди основной части населения Хазарского каганата. При подчинении одного племени другому часто происходило образование новой тамги из двух прежних.
Хазарскую тамгу, также как и хазарские рисунки можно отнести к обрядовой графике. Ученые предполагают, что хазарские начертания являются своеобразными закладными жертвами. Участниками обряда могла быть как одна семья, ставящая свою тамгу, так и несколько дружественных или родственных семей, ставящих на одном камне или кирпиче несколько своих знаков.
Археологические раскопки на территории Хазарского каганата лишь подтверждают наличие языческих верований и обрядов, что свидетельствует не только о веротерпимости, но и о высоком уровне общественного развития.