Со временем икебана превратилась в самостоятельную школу, обучение в ней мало чем отличается от священнодействия. Учитель хранит полное молчание, а его подопечные полностью сосредотачиваются на составлении букета. Такая вот своеобразная медитация. Ученики должны попытаться слиться с духом цветов и выразить себя с помощью букета. Главное правило, сопровождающее создание букета, звучит так: кто знает, тот не скажет, а кто говорит, тот не узнает. Составляющие букет части образуют собой символы, указывающие на движение и жизнь. Основными символами икебаны являются человек, земля, небо.
Сегодня икебана известна как одно из направлений традиционного японского искусства, такое же, как каллиграфия или чайная церемония. Любая японская девушка, готовясь к свадьбе, должна была постичь искусство оформления букетов. В стране восходящего солнца икебана обладает таким же большим значением в дизайне интерьера, как статуи, картины и иные произведения искусства. При помощи букетов, оформленных по правилам этого искусства, можно создать невидимую мистическую связь между внутренним пространством жилища и природой за его стенами.
Букет икебаны это обязательно ассиметричный букет. В него могут входить не только лишь цветы, но и полностью высохшие веточки, с окрашенными листьями и почками, стебли трав, листья деревьев. Сосуд или ваза также являются частью оформления икебаны.
Икебана находится в подчинении законов геометрического построения, чем отличается от обычных букетов из цветов. В ней соблюдаются правила цветового оформления, она имеет собственный «ритм». Привычный нам букет представляет собой большое количество собранных вместе цветов, где основное внимание уделяется соцветиям и их комбинациям. Японский букет, созданный с соблюдением правил икебаны, это, в первую очередь, линейные аспекты оформления, подчеркивающие естественную простоту природных элементов.
В искусстве икебана есть несколько стилей, определяющих структуру букета. К пример, стиль «Нагэирэ» основан на самом простом способе размещения растений, когда их небрежно, на первый взгляд беспорядочно, ставят в сосуд. Но именно в этой простоте и непринужденности заключается особая сложность создания образа. Стиль «Сэйка» в принципе отличается от «Нагэирэ» тем, что в нем ваза не выполняет роль сильного стебля или ствола, а является олицетворением животворных сил планеты. Световая гамма в данном стиле всегда размещена в левом или правом заднем углу композиции. Все конструктивные элементы букета обращены к источнику света, как и в природе. В стиле «Морибана» растения расположены таким образом, что они никогда не прикасаются к краям сосуда.
Отвращение и влечение – именно на этих, свойственных любому человеку, понятиях и базируется истинная икебана.