Структуру легитимности разработал английский политический деятель Д.Битэм. Он выделил три элемента: соответствие власти правилам, принятым в данном обществе, оправдание этих правил верой, разделяемой и властями, и теми, кем они управляют, доказательства согласия на имеющиеся отношения власти.
Впервые о легитимности заговорили в начале XIX века, когда встал вопрос о восстановлении королевской власти во Франции. Сторонники королевской власти считали её единственно законной. Но уже тогда примешивался и другой оттенок: как сложатся отношения той или иной власти с другими государствами, будут ли её на международном уровен признавать?
Вопрос о легитимности той или иной власти может рассмативаться исходя из разных критериев, и при этом мы можем зачастую получить прямо противоположные оценки. Так, один из критериев – законное происхождение власти. С этой точки зрения власть Николая II – законного коронованного монарха из династии, правившей Россией 300 лет – была более легитимной, чем власть большевиков, «родившаяся» в революции. Другой подход – насколько власти справляется со своими обязанностями, насколько способны «навести порядок» в стране. Под таим углом зрения уже власть большевиков демонстрирует большую легитимность, чем власть Николая II (будь это не так – и революции бы не случилось).
Но прежде всего, конечно, легитимность определяется принятием власти своим народом. Её источники различны, и в зависимости от них говорят о разных видах легитимности. Легитимность традиционная основана на вере в то, что власти необходимо подчиняться – так было всегда, так всегда и будет (типичное проявление – вера в «доброго батюшку-царя»). Такое общество довольно устойчиво. Легитимность рационально-правовая (её ещё называют демократической) основана на признании справедливости тех демократических процедур, которые формируют власть.
Легитимность харизматическая проистекает из того влияния, которое оказывает на народные массы конкретный политический лидер, при этом не всегда его действия оцениваются критически, даже если их негативные последствия очевидны – они воспринимаются как «трудные времена», которые надо пережить, чтобы прийти к «лучшему будущему», к которому этот лидер непременно приведёт. И, конечно, такую легитимность и связанную с ней устойчивость общества этот конкретный политик унесёт с собой в могилу (если раньше народ в нём не разочаруется).
Близка к ней идеологическая легитимность, но основывается она не на конкретной личности, а на более абстрактных идеях – будь то «коммунистическое будущее» или «американская мечта». Легитимность технократическая связана с представлением о том, что власть должна быть профессиональной… именно к этому взывал в нашем городе один кандидат в депутаты, начертав на своих предвыборных листовках лозунг «Знает, умеет, сделает».
Но какой бы ни была легитимность, самое страшное, что угрожает власти – это потеря легитимности (делегитимизация). За этим всегда следует применение силы.