В рамках бихевиоризма объектом изучения является поведение, а не как было принято ранее, сознание. При этом психика человека рассматривалась как совокупность связей «стимул-реакция» (известная формула бихевиоризма «S-R»).
Возникновение психологии поведения именно в этой стране было обусловлено особенностью развития данного региона. Американской культуре требовалась теория, способная достаточно быстро и понятно объяснить причины поступков человека и дать инструмент формирования новых форм поведения.
Основателем бихевиоризма считается Э. Торндайк. В основе его работы лежали идеи функционализма. Первые свои опыты исследователь проводил на животных. Это было новое для психологической науки, так как ранее в качестве испытуемых выступали исключительно люди. Торндайку принадлежит изобретение метода изучения «проблемный ящик» - ящик со множеством ходов, рычагов, веревок, кнопок. Попав в него, животные могли выбраться и получить вознаграждение только тогда, когда приводили в действие рычаг, пружину или любое другое устройство.
В дальнейшем труды Торндайка развивал Дж. Уотсон. Основные положения психологии поведения он изложил в статье «Психология, как её видит бихевиорист», опубликованной в 1913 году. В ней он совместил положения функционализма, детерминизма и учение И.П. Павлова.
Уотсон разделил все реакции человека на два вида: наследственные (в частности, рефлексы) и приобретенные (мышление, речь, сложные эмоции и т.д.). Приобретенные реакции образуются путем совмещения наследственных реакций с новыми стимулами. Наиболее известный эксперимент, подтверждающий данную теорию, был основан на базовой эмоции страха. Младенцу демонстрировали белого кролика одновременно с резким звуком, тем самым вызывая страх. Впоследствии ребёнок плакал при виде только белого кролика.
Бихевиоризм подвергался критике со стороны многих ученых. Главное положение состояло в том, что процесс формирования поведения имеет более сложную структуру и нельзя отвергать отражательную способность психики.
Представителем радикального направления психологии поведении стал Б. Скиннер, разработавший теорию оперантного бихевиоризма. Ученый выделял 3 типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное и оперантное. Первые два вида являются отвечающим поведением и составляют основную часть реакций, имеющихся у человека. Оперантное поведение строится на методе проб и ошибок. Те модели поведения, которые привели к положительному результату, являются произвольными и составляют основу адаптивного поведения.
Скиннер создал свою теорию научения, в основу которой положил концепцию подкрепления, а именно - обучение внешним моделям поведения и дальнейшее вознаграждение за успех.
Постоянная критика психологии поведения обнаружило ей несостоятельность. В результате её последователи создали новую версию– необихевиоризм. Яркий представитель новой психологии поведения Э. Толмен утверждал, что формула поведения должна иметь не из 2, а из 3 составляющих: стимул – промежуточная переменная (ожидание, установки, знания) – реакция. Его наблюдения за животными показали, что испытуемыми движут не стимулы, а внутренние регуляторы. При прохождении лабиринта крысы выстраивают его психический образ (когнитивную карту), который в дальнейшем позволяет найти выход.
Задачей бихевиористкого направления являлось создание механизмов формирования любой модели поведения. Но, к сожалению, представление о человеке как о наборе цепочек «стимул-реакция» оказалось нежизнеспособным. Тем не менее, в настоящий момент некоторые положения психологии поведения применяются в педагогике, PR-технологиях, рекламе, маркетинге, менеджменте и других отраслях.
Современная психология поведения продолжает жить в рамках когнитивной психологии и поведенческой терапии.