icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ирина Емельченкова
Психология

Что такое психология поведения?

  • 3893
  • 3

Что такое психология поведения?

П
Психология поведения, или бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), представляет собой теорию изучения личности в рамках науки о человеке. Данное направление возникло в США в 20 веке и господствовало на протяжении долгого времени.

В рамках бихевиоризма объектом изучения является поведение, а не как было принято ранее, сознание. При этом психика человека рассматривалась как совокупность связей «стимул-реакция» (известная формула бихевиоризма «S-R»).

Возникновение психологии поведения именно в этой стране было обусловлено особенностью развития данного региона. Американской культуре требовалась теория, способная достаточно быстро и понятно объяснить причины поступков человека и дать инструмент формирования новых форм поведения.

Основателем бихевиоризма считается Э. Торндайк. В основе его работы лежали идеи функционализма. Первые свои опыты исследователь проводил на животных. Это было новое для психологической науки, так как ранее в качестве испытуемых выступали исключительно люди. Торндайку принадлежит изобретение метода изучения «проблемный ящик» - ящик со множеством ходов, рычагов, веревок, кнопок. Попав в него, животные могли выбраться и получить вознаграждение только тогда, когда приводили в действие рычаг, пружину или любое другое устройство.

В дальнейшем труды Торндайка развивал Дж. Уотсон. Основные положения психологии поведения он изложил в статье «Психология, как её видит бихевиорист», опубликованной в 1913 году. В ней он совместил положения функционализма, детерминизма и учение И.П. Павлова.

Уотсон разделил все реакции человека на два вида: наследственные (в частности, рефлексы) и приобретенные (мышление, речь, сложные эмоции и т.д.). Приобретенные реакции образуются путем совмещения наследственных реакций с новыми стимулами. Наиболее известный эксперимент, подтверждающий данную теорию, был основан на базовой эмоции страха. Младенцу демонстрировали белого кролика одновременно с резким звуком, тем самым вызывая страх. Впоследствии ребёнок плакал при виде только белого кролика.

Бихевиоризм подвергался критике со стороны многих ученых. Главное положение состояло в том, что процесс формирования поведения имеет более сложную структуру и нельзя отвергать отражательную способность психики.

Представителем радикального направления психологии поведении стал Б. Скиннер, разработавший теорию оперантного бихевиоризма. Ученый выделял 3 типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное и оперантное. Первые два вида являются отвечающим поведением и составляют основную часть реакций, имеющихся у человека. Оперантное поведение строится на методе проб и ошибок. Те модели поведения, которые привели к положительному результату, являются произвольными и составляют основу адаптивного поведения.

Скиннер создал свою теорию научения, в основу которой положил концепцию подкрепления, а именно - обучение внешним моделям поведения и дальнейшее вознаграждение за успех.

Постоянная критика психологии поведения обнаружило ей несостоятельность. В результате её последователи создали новую версию– необихевиоризм. Яркий представитель новой психологии поведения Э. Толмен утверждал, что формула поведения должна иметь не из 2, а из 3 составляющих: стимул – промежуточная переменная (ожидание, установки, знания) – реакция. Его наблюдения за животными показали, что испытуемыми движут не стимулы, а внутренние регуляторы. При прохождении лабиринта крысы выстраивают его психический образ (когнитивную карту), который в дальнейшем позволяет найти выход.

Задачей бихевиористкого направления являлось создание механизмов формирования любой модели поведения. Но, к сожалению, представление о человеке как о наборе цепочек «стимул-реакция» оказалось нежизнеспособным. Тем не менее, в настоящий момент некоторые положения психологии поведения применяются в педагогике, PR-технологиях, рекламе, маркетинге, менеджменте и других отраслях.

Современная психология поведения продолжает жить в рамках когнитивной психологии и поведенческой терапии.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+