Между тем, стоит задать несколько вполне невинных вопросов, и воинствующий «знаток» обязательно стушуется. Например, не сможет объяснить, чем же городничий отличается от городового. В лучшем случае, такой «историк» обратится за справкой в Интернет. В этом случае можно посоветовать толковые статьи, опубликованные 21.12.2014 и 17.12.2014 соответственно. В худшем же случае наш «грамотей» только озлобится и надуется.
С целовальником – та же история. Встречая в некоторых исторических и художественных произведениях это смешное слово (а есть у него еще более смешной вариант, «губной целовальник»), мы пытаемся из контекста понять, чем этот целовальник занимался. Если нам кажется, что все понятно – какой-то древнерусский чиновник – мы этим удовлетворяемся. Если же непонятно, пролетаем мимо, не особенно желая разобраться. И зря!
Целовальником в 16-17 веках назывался (говоря современным языком) чиновник, исполнявший определенные обязанности в органах местного управления. Про то, что такие органы существовали в те давние далекие годы, мало кто задумывается. Хотя, если все же подумать – как же можно без них?
Самоорганизация – это свойство, присущее любому человеческому сообществу. Если на длительный срок в одном месте собирается несколько человек, в их среде тут же организуется определенная иерархия. Возникают старшие и младшие, командиры и подчиненные. Значит, подобное «расслоение» объективно необходимо для совместной жизни и деятельности.
Так что органы местного управления возникали не только (и не столько) мановением царского жезла. Воеводы и бояре, приезжавшие из дальней Москвы «на кормление» только упорядочивали уже то, что возникало на месте. Властная вертикаль не столько «вонзалась» в землю сверху, сколько сама тянулась из земли.
Местное самоуправление, возникшее во времена Ивана IV, недаром называлось «земством», потому что ближе его к земле никаких начальников уже не было. Сами органы местного самоуправления были выборными и назывались попросту «Земская изба». Земскую избу возглавлял земский староста. А в саму земскую избу входили земский дьячок и целовальники. Если оперировать знакомыми нам понятиями, это были председатель местной администрации, секретарь и депутаты.
Роль целовальников полностью совпадала с ролью депутатов местных советов (или как там они сейчас называются). Целовальники выбирались жителями города или волости, которую представляли. Нечего и говорить о том, что избирательное право было совсем не всеобщим и вовсе не обязательным. Право выбора имели только мужчины, платившие подати и не принадлежавшие к сословию крепостных крестьян. Выбирали местную администрацию на 1—2 года. В отличие от нашего просвещенного времени, Земскую избу центральная власть деньгами не поддерживала. Земская изба содержалась исключительно на деньги, собранные среди местного населения.
Целовальники назывались так потому, что, вступая в свою должность, они клялись, что будут работать на своей должности без обмана, в знак чего прилюдно целовали крест.
Целовальники, то есть публично избранные представители местного населения, были и в некоторых других областях управления московским государством. Они служили на таможнях и следили за соблюдением царской водочной монополии в кабаках. То есть и чтобы кабатчик не плутовал, и чтобы местное население самогонку не варило.
Были еще и губные целовальники. «Губа» – слово в русском языке многозначное. Одним из его значений было название самой мелкой единицы государственного управления. Того, что потом стали называть словом «уезд», а еще позже – «район». Губой управлял губной староста. Дела вел губной дьяк. А выборные один или несколько губных целовальников занимались полицейской работой. Они ловили и казнили воров и разбойников. Таким образом, губные целовальники были (по-нашему говоря) «менты» или же «шерифы». Кому как нравится.