Произошло это в конце III века н.э., когда в этой местности бал правили язычники. Носители идей христианства уже набравшие к тому времени влияние в остальном мире, здесь находились фактически в подполье. Самыми активными борцами за учения Христа стали девять проповедников. Вот их имена – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Это были люди из разных местностей, разного возраста и разного рода занятий – от воинов до служителей церкви. Поселившись в Кизике, они столь активно и дерзко принялись проповедовать веру во Христа, обличая при этом языческое нечестие, что в короткий срок были поочередно схвачены по приказу городских властей.
Их призвали отказаться от христианской веры и принять язычество, обещая за это свободу. Но ни один из проповедников на сделку не пошел. Тогда их начали жестоко пытать, снова и снова требуя отречься от имени Христа, но длившиеся несколько дней издевательства не принесли результата. Всем девятерым были отрублены головы, а тела вывезены из города и захоронены.
Как это часто бывает в житии святых, история на этом не закончилась. Когда в середине IV века в Римской империи к власти пришел император Константин Великий (основатель Константинополя, нынешнего Стамбула) гонения закончились. Христиане Кизика разыскали нетленные тела девяти мучеников и поместили их в церкви, построенной в их честь. По преданию чудотворная сила мощей была настолько велика, что слава о церкви распространилась далеко за пределы Малой Азии. Возможно, поэтому, когда спустя несколько десятилетий к власти в Риме пришел Юлиан II Отступник, последний языческий император, одним из первых его решений по восстановлению старых обрядов стало разрушение Церкви Девяти Мучеников в Кизике.
Впоследствии храм был снова восстановлен, но, видимо, Кизик к тому времени слишком сильно прогневил Бога. Начиная с конца V века, на город постоянно обрушиваются землетрясения разной мощности, и местность потихоньку опустошается. Жители переселяются в другие районы. Однако мощи святых удается сохранить.
В 1645 году митрополит Кизика Анемподист принес их в дар русскому царю Михаилу Федоровичу. Мощи находились в киоте, вложены в кипарисную доску и залиты воском. Вверху – часть дерева красноватого цвета креста Господня, вделанная в серебряный маленький ковчежец. В 1693 году патриарх Всея Руси Адриан переслал киот в Кизический Введенский монастырь в Казани. Таким образом, он сдержал обет, данный за несколько лет до этого. В ту пору в Казани свирепствовала тяжелейшая эпидемия «горячки», унесшая в итоге около 48 000 жителей. Адриан дал обет Господу, в случае скорого окончания великого мора основать в городе монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, помогавших, по народным преданиям, при трясавичных болезнях. Удивительным образом эпидемия сразу пошла на убыль. Также патриархом была передана монастырю чудотворная икона святых девяти Кизических мучеников.
В 1696 году уже самого Адриана постиг жестокий паралич, и он стал страстно молиться мученикам, на этот раз дав обет построить храм в Москве. Болезнь ушла, и был вознесен Девятинский храм, который и ныне располагается в Большом Девятинском переулке, прямо за зданием посольства США. С 1997 года церковь вновь действует, а среди москвичей и гостей города в последнее время появилось поверье, что икона святых девяти Кизических мучеников помогает устроиться на работу.
Днем Девяти Мучеников у христиан принято считать 12 мая (29 апреля по старому стилю).