В становлении дошкольного образования и воспитания в России большую роль сыграли работы М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Л.К. Шпегер, Е.И.Тихеевой, А.С.Симонович. Н.К. Крупская считала, что дошкольное воспитание это необходимая составная часть всей системы образования и к школе должны готовиться дети ещё, находясь в старшей группе детского сада.
Тогда же появились первые учебные заведения по подготовке работников дошкольного образования. Сначала это были отделения, открытые в составе факультетов ВУЗов, а с 1975 года эту профессию стало возможным получить и в педагогических училищах.
Только человек, обладающий такими душевными качествами, как любовь к детям, доброта, чуткость, терпение, оптимизм, может всецело познать профессию воспитателя. И каждый родитель, отдавая свое любимое чадо в детский сад, надеется, что их ребёнок окажется в надёжных, заботливых, мастерских руках. Большим облегчением для родителей, станет желание ребенка с удовольствием идти в детский сад к полюбившемуся воспитателю. На протяжении всей жизни человек может помнить, свой первый детский сад, воспитателя, повара, ребят по группе. И большая заслуга педагога, если эти воспоминания приятные.
Помимо создания благоприятного эмоционального фона для ребенка, педагог обеспечивает условия для интеллектуального развития личности, овладения самостоятельными навыками и умениями. Как умиляются родители, рассматривая первые рисунки или аппликации своего чада. А сколько несравнимых по силе эмоций испытывают бабушки, пришедшие на утренник своего внука или внучки. Музыкальный работник на занятиях, через музыкальные образы вызывает у детей разные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, понимание красоты родной природы.
За качество учебно-воспитательной работы в детском саду отвечает заведующая. Она организует согласованную работу воспитателей и их помощников, медсестры, следящей за здоровьем и питанием детей, поваров, вкладывающих душу в приготовление блюд, хозяйственного работника, обеспечивающего детский сад всем необходимым, музыкального работника, педагога – психолога, в чьих руках гармоничное развитие детей. Это большой труд. От профессионализма руководителя зависит создание эмоциональной атмосферы уюта, доброты, заботы и любви, в которой дети начинают свой жизненный путь.