Слово диск-жокей пустил в ход американский комментатор Уолтер Уинчелл (Walter Winchell). Жанр, в котором специализировался Уинчелл был легчайший, но предназначенный для массового читателя и слушателя: сплетни. Как известно, рассказчик сплетен должен иметь, хорошо подвешенный язык, чтобы его рассказы слушали с охотой. Язык Уинчелла был подвешен хорошо. Однажды в 1935 году он увидель виртуозную работу радиоведущего Мартина Блока, который полтора часа, пока длилась его передача, замолкал только на рекламные паузы и все эти полтора часа сеял – не скажем, что разумное, доброе, вечное – но уж точно веселое и энергичное. Уолтер Уинчелл сравнил его с жокеем, несущимся вперед без остановки и не замечающим препятствий. Сравнение оказалось хорошим, тоже по-американски энергичным, и прижилось как в профессиональной среде, так и в широких массах.
Сперва, как и положено, словом «ди-джей» называли ведущих радиопередач. Переделывая известные слова не Леннона, но Ленина, узок был круг этих революционеров, зато страшно близко были они к народу. Прямо в уши влезали! Одна из славных фигур на этом пути – Томас Лодж (1936 - 2012). С 1964 года он работал ди-джеем и директором программ на «Radio Caroline». Эта радиостанция была пиратская, она работала без британской лицензии на борту корабля, дрейфовавшего в нейтральных водах неподалеку от берегов Великобритании. От диск-жокея зависело самое главное – популярность радиостанции. Он осуществлял и подбор музыки, и ее подачу. Работа нелегкая, но главное в ней было то, что выражается английским словом «challenge» («вызов») Так вот, он первый взял эксклюзивное интервью у начинающей группы «Beatles» из Ливерпуля. Благодаря пиратской радиостанции симпатичные ребята, исполнявшие славные песенки под аккомпанемент электронных гитар, стали известны всей стране, а потом – всему миру. Не Ленина, но Леннона подарил Томас Лодж скучающему миру.
Как раз в 1960-х – 1970-х годах профессия диск-жокея стала массовой. Во-первых, появились новые технические средства, достаточно дешевые и качественные, на которых уже можно было крутить хиты и в закрытых залах, а не только в радиостудиях. А во-вторых, появился массовый потребитель, молодежь (в основном, из среднего слоя) которая приходила слушать это «безобразие» (по меткому выражению газеты «Комсомольская правда») и отвязно танцевать под это же безобразие.
Несмотря на осуждение центральной прессы, появились диск-жокеи и в советской стране. Правда, полностью зарубежный микс (так называется непрерывная музыкальная тематическая композиция, длящаяся иногда по часу и боле) им сделать не разрешали. Приходилось вставлять для обкома комсомола и свои ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), всякие там «Синие птицы», «Пламя», «Самоцветы»... Но все равно, это было классно. И все мы, те, кто вырос и стал взрослыми в то славное время, благодарны этим колумбам.
В мире сейчас диск-жокеев десятки тысяч, если не сотни тысяч. Вполне себе могучий профессиональный цех. Так что по доброй традиции им бы следовало завести какой-нибудь профпраздник.
И завели. С 2002 года 9 марта весь мир (не менее!) празднует Всемирный день ди-джея (World DJ Day).
В профессиональный праздник, как и в день рождения, принято получать подарки. Так вот, здесь – неожиданный момент. Ди-джеи в свой профессиональный праздник сами дарят подарки. По традиции вся прибыль полученная в этот день диск-жокеями, где бы они не выступали: на радиостанциях, в клубах, на специальных мероприятиях, перечисляется в различные международные детские учреждения и фонды. Хорошая традиция, надо сказать, достойная. Если бы о ней узнал Леннон, он бы, вероятно, сказал: «Ну, парни, вы – молодцы. Я горжусь вами». И, может быть, даже написал об этом песню. А если бы об этой традиции узнал Ленин, он бы радостно потер лысину и написал статью «Великий почин».
Но ни Леннон, ни Ленин уже ничего не скажут. Зато все средства массовой музыкальной информации (то же MTV, например) и все мировые звезды клубной сцены поддерживают эту традицию. В этот день они от души желают ди-джеям счастья. А что такое счастье для диск-жокея? Бесконечная звуковая дорожка с убойной музыкой.