В то же время, запрос резонный, потому что у нас в республике Удмуртия статистика решения проблем таким способом у подростков и мужчин работоспособного возраста намного выше средних показателей по России. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), если количество самоубийств превышает 20 случаев на 100 тысяч населения - это угрожает психическому здоровью нации. Что же не так с нашими подростками и мужчинами? Я предложила провести собрание на тему «Способы решения конфликтов с подростками», а о суицидах упомянуть, как о страшном тупиковом варианте решения, которое уже невозможно изменить.
Собрание давно успешно прошло, а тема не дает мне покоя. Когда я начала говорить на собрании о самоубийствах, то почувствовала, как зажались, не только родители, но и я сама. В нашем селе статистика суицидов по Удмуртии среди мужчин от 14 до 45 лет за последние 20 лет совпадает со средними цифрами по республике с точностью до нескольких знаков после запятой.
Одно дело - смотреть на голые цифры на бумаге, и совсем другое - когда за цифрами видишь лица погибших людей. Вот об этом я и говорила с родителями на собрании. Как же так происходит, что в момент кризиса человек принимает это ужасное решение, не находя других вариантов. И почему он не обратился за помощью к тем, кто рядом? Близкие люди поймут, что их друг, сын, брат, муж в отчаянном состоянии, поддержат и помогут найти выход из кризиса.
На собрании я рассказала о том, что психологи выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
№ Стиль Особенности
1 Приспособление, уступчивость. Путь сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
2 Уклонение. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.
3 Противоборство . Характеризуется борьбой за свои интересы, применением всех
доступных методов для достижения поставленных целей.
4 Сотрудничество. Означает, что каждый участвует в поиске решения, удовлетворяющего
всех участников конфликта, не забывая при этом и свои интересы.
5 Компромисс. Это поиск решения за счет взаимных уступок, выработка промежуточного решения.
Я предложила родителям упражнение: разбиться на пары и показать на примере каждый вариант решения конфликта. Мы весело разыграли небольшие сценки, родители активно участвовали. Разобрались вместе, что единственный способ разрешения конфликтной ситуации до конца – это сотрудничество.
Обсудили, что чаще всего конфликты с детьми, к сожалению, решаем первым способом. Мы надавили, а ребенок, который зависит от нас во всем, уступил. Поэтому подросток часто выбирает как способ решения – уклонение, то есть врет, скрывает проступки, замалчивает проблемы, которые у него возникают.
Что же получается в результате решения конфликтов первым вариантом? Мы не учим ребенка преодолению себя (своей неуверенности, страха и пр.), мы не учим ребенка держать напряжение, когда ему трудно. Мы не учим ребенка принимать решения и нести за них ответственность. А потом удивляемся, куда делись мужчины, как будто их нам с Луны поставляют, а не мы их рожаем и воспитываем.
А самоубийство – это и есть решение проблемы способом «уклонение». Почему же мы, мамы, так любящие своих детей, вместо того, чтобы закалять их, как рассаду перед посадкой, и шаг за шагом передавать им свободу выбора и ответственности, всячески стараемся их уберечь от всего, то есть создаем им тепличные условия? А потом пожинаем горькие плоды своего воспитания, когда жизнь не создает для наших детей режим благоприятствования, а начинает испытывать их на прочность по–настоящему.
Если дети миллионеров за границей начинают работать (посильно) в раннем возрасте уборщиками, дворниками, почтальонами и др., то у нас сегодня берегут не только городских, но и деревенских детей. Поэтому получается, что о труде, о заработной плате подростки имеют весьма смутное представление. Послушные детки ходят в ВУЗ, как в школу, еще пять лет, не представляя своих целей, своего места работы по окончании. А потом оказываются ненужными работодателям. Если родители не пристроят куда-нибудь - вот тут-то их ждет кризис. Каким способом будут они его решать? Алкогольная, наркотическая, игровая зависимости – это тоже способ решения проблем через «уклонение».
Давайте учить детей и подростков решать проблемы самостоятельно, пусть они падают и поднимаются, пока мы рядом, в любой момент готовые их поддержать, если это необходимо. Но именно рядом, сотрудничая в конфликтах, а не решая проблемы вместо и за них.