Воспитание детей – великая ответственность. Родителям предстоит научиться сдержанности в эмоциях, осмотрительности при выражении чувств к малышу, чтобы не нанести психологическую травму, не заронить в ребенке неуверенность и закомплексованность. Это трудная, но выполнимая задача.
Первым делом – понимаем ребенка, разделяя его чувства
При общении привыкаем слушать внимательно, признавая право малыша на чувства и выражая это в ответе. Тогда он будет больше доверять, рассказывая о проблемах. Ведь когда родной человек знает, как ему больно или страшно, искренне сочувствует, легче перенести боль и справиться со страхами.
Сдерживаем себя от желания сразу дать совет и решить за дитя его проблемы, не отнимаем у растущего человечка инициативу. Отражаем его чувства, помогая выработать самостоятельное решение.
Вместо:
- Я устал.
- Ложись, отдохни!
Лучше отреагировать так:
- Я устал.
- Ты выглядишь уставшим.
- Я полежу немного.
Вместо:
- Не хочу есть!
- Не ешь!
Отвечаем следующим образом:
- Не хочу есть!
- У тебя сейчас нет аппетита.
- Я поем позже.
В то время, когда ребенок расстроен, не стоит поучать его, давать советы, это лишь усугубит состояние. От нашей жалости он ощутит себя еще более несчастным. Нотации и расспросы вызывают ответную реакцию – стремление защищаться. Если мы отрицаем чувства малыша или даем понять, как они незначительны, возникает возмущение и враждебность к собеседнику.
Маленький человек считает, что не нашел понимания, поэтому нет смысла говорить, он замыкается. От отчаяния малыш может крикнуть: «Я тебя ненавижу!»
Не будем возмущаться, или, что еще хуже, наказывать беднягу. Скажем, как нам не нравятся его слова. И, о том, что, когда человек злится, надо это проговаривать, но, другими словами. Тогда, возможно, мы сумеем помочь.
Мы готовы выслушать его, признать переживания или боль, даем малышу возможность рассказать о том, что его волнует. Он лучше справляется с нахлынувшими чувствами, находит решение волнующей его проблемы.
Неверные фразы, часто встречающиеся в разговоре с малышом
Подчас родители недовольны детьми, не подозревая, что они и являются причиной раздражения детей. Ведь фактором, подрывающим веру в собственные силы и сдерживающим их развитие, невольно могут стать наши слова:
- Фразы «Не реви!», «Подумаешь, ерунда!» обязаны исчезнуть из нашего лексикона. Если человечек несчастлив, он примет это за агрессию и нежелание услышать его, что ввергнет его в еще большее несчастье.
- «Не балуйся!» - требуем мы от несмышленыша. Но ведь он ребенок! Игрой познает мир, испытывает радостные эмоции, дурачится и веселится. Позвольте ему быть счастливым. Наигравшись, дети готовы перейти к спокойным занятиям.
- «Будешь так поступать – накажу!». Эта угроза скоро станет нерезультативной, малыш свыкнется с ней. Надо объяснить, почему так не стоит поступать, и какие последствия наступят, если он ослушается. «Ты можешь делать это, но в результате выйдет вот что…»
- «Не будешь есть – не вырастешь!» Угрозы ни к чему, лучше показать на примере удалых богатырей или могучего папы, как важно питание.
- «Ты все испортишь, лучше я сделаю сама!» Ребенок получает новые навыки. Лишим их, вырастет неумеха и безынициативный неудачник, лучше сказать: «Попробуй еще раз, у тебя обязательно получится!»
- «Посмотри на Диму…» - сравнивать малыша с более послушными, талантливыми детьми – неприемлемо. Любой человек – индивидуален, каким бы он ни было наше чадо, не снижаем его самооценку. Убеждаем: «Мы любим тебя таким, и всегда готовы помочь».
- «Не уберешь игрушки – не увидишь мультфильмов!» Подобными фразами мы искажаем представление ребенка. Он посчитает, что прилагать усилия надо только при возможности получить что-нибудь взамен. Мы же не хотим вырастить корысть в малыше?! Лучше скажем: «Уберем, чтобы навести порядок в комнате!».
- «Зачем я тебя родила?», «Не слушаешься – не стану любить!», «Не перестанешь капризничать – оставлю и уйду!» Никогда не допускайте таких слов! Малыш всегда должен быть уверен, что он любим, и нужен родителям. При истериках действеннее переключение внимания капризули на более интересный объект.
- Нельзя давать несмышленышу негативную оценку. «Ты жадина!», «Лентяй!», Псих!», «Неряха!» Это посыл маленькому человечку – ты плохой! Во-первых, вы его программируете на этот порок, во-вторых, поведение дитяти – плоды вашего воспитания. Лучше оценить его поступки: «Ты некрасиво поступил…».
- Не надо повторять: «Ты лучший (умный, красивый)». Ребенку будет трудно в обществе, где не будут признавать его исключительности. Лучше говорить: «Я люблю тебя, для меня ты лучший...».
- «Не мешай!», «Иди отсюда!» - эти фразы способны внушить человечку, что он нелюбим, лишний в этом доме. Предложим лучше ребенку занимательный досуг.
- «Спроси у папы!» - часто повторяя эти слова, мы теряем авторитетность у детей, перекладывая решение насущных проблем на супруга. Гораздо лучше говорить: «Мы с папой постараемся решить это совместно».
Итак, усвоим основные принципы общения с малолетним человеком:
- когда ребенок обращается к нам – признаем и разделяем его чувства;
- в случае, если малыш несчастлив, он ждет от нас не советов или нотаций, а понимания;
- помним, что наш маленький человечек – всего лишь ребенок, будем терпеливы!
- действуем так, чтоб малыш смог помочь себе сам, справляясь с эмоциями;
- помогаем детям проявлять самостоятельность;
- не унижаем малыша негативной оценкой!
- демонстрируем любовь и поддержку своему дитя.
Помним, что, желая вырастить из малыша хорошего человека, мы должны сами стремиться к этому идеалу. Дети растут, видя в нас пример для подражания!