Боитесь летать? Эти опасения небеспочвенны и понятны: сообщения об авиакатастрофах постоянно мелькают в новостях, и число жертв неуклонно растет.
К счастью, иной раз пресса рассказывает и о выживших людях. Чудо? Разумеется. Но вера в чудеса не снимает главный вопрос: «Как им это удалось?»
Все авиакомпании мира давным-давно разработали правила спасения. Ознакомиться с ними можно до полета, зайдя на сайт, или во время полета, взяв в спинке переднего кресла подробную инструкцию. Стюардессы перед вылетом показывают, где находятся аварийные выходы и какое положение нужно занять, если (упаси Боже!) с самолетом что-то случится. Но, как показала практика, не все пассажиры их внимательно слушают, а если и слушают, то практически ничего не запоминают.
Разделим все наши действия на две части: на те, что можно и нужно предпринять до полета, и на те, о которых не стоит забывать, оказавшись в аварийной ситуации.
Перечень действий, которые стоит предпринять до полета.
- Прежде чем купить билет, узнайте все об авиакомпании. И обязательно поинтересуйтесь габаритами лайнера. Закон жизни: чем крупнее самолет, тем больше шансов у вас, как пассажира, остаться в живых.
- Билет куплен, багаж собран, теперь нужно до мелочей продумать свой дорожный костюм. Сразу исключаем топы, любую одежду без рукавов, под запрет попадают мини-юбки и шорты.
Что надеть?
Одежда должна быть просторной. Разумеется, балахон «а-ля Пугачева» не подойдет. Удобный свитер, брюки, которые не зажимают живот, позволяя свободно дышать. Запоминаем: ваша одежда должна быть только из натуральных тканей. Она и только она даст возможность не превратиться в факел или уголек из синтетики, если на борту начнется пожар.
Что обуть?
Если погода позволяет, то лучше всего кроссовки или кеды. Эту обувь вы не потеряете во время эвакуации из самолета или отбегая от него. Под запретом любые каблуки и обувь без задников. Также не стоит во время полета разуваться, расстегивать молнии на сапогах.
Последнее, что вы можете предпринять для своего спасения до вылета, - это выбрать «правильное» место при регистрации на рейс. Ранее статистика указывала на большой процент выживших пассажиров, занимавших места в хвостовом отсеке. Позже выяснилось, что при крушении зафиксировано столько же случаев разрушения хвостовой части, сколько и всех остальных частей самолета. Стопроцентной гарантии выживания не дает ни одно место. Но те, что расположены возле аварийного выхода, все же более предпочтительны.
Запоминаем: самый лучший вариант – сесть от первого до пятого ряда от аварийного выхода. В этом случае ваши шансы остаться в живых резко возрастают.
Но слышу сомнение: а если дверь заклинит? Все может быть, все ситуации не предугадаешь.
Еще одно сомнение: а если мест возле аварийного выхода не окажется? Что делать в этом случае? В таком случае нужно занять место в проходе. Маленький, но все же шанс.
Всё, сели, пристегнулись. В этом месте остановимся и запомним: летим все время пристегнутым. Ремень расстегиваем, если нужно встать. Сели, снова пристегнулись и так до посадки. Правильно пристегнутый ремень спас не одну жизнь.
Пошли на взлет, удачно поднялись – летим. Теперь открываем инструкцию и, не тратя времени даром, не просто ее читаем, а внимательно изучаем. Находим глазами аварийные выходы, определяем примерное расстояние до ближайшего, а потом и до всех остальных. То есть, решаем, как быстрее добраться до любого из них.
Причем рассчитываем по вариантам:
- вариант А – ближний выход;
- вариант В – правый подальше;
- вариант С – левый напротив варианта В.
Задача нелегкая, но она поможет, во-первых, отвлечься своих страхов, а во-вторых, определить пути спасения. Не забудьте посчитать, сколько сидений вам предстоит пройти. Вполне возможно, вам придется ползти или передвигаться через задымленный салон в полной темноте.
Еще одно правило – никогда не пейте перед вылетом, тем более на борту! Комментарии к этому пункту считаю излишними.
Теперь поговорим о том, какие действия следует предпринять, если вы уже находитесь в аварийной ситуации.
Первое правило – НЕ ПАНИКОВАТЬ!
Это очень трудно, но придется взять себя в руки, ведь на кону ваша жизнь. Так что хладнокровие и еще раз хладнокровие.
Время падения используем так:
- Выясняем, на какую поверхность упадет самолет. Это важно. Если под вами вода, то наденьте спасательный жилет. И не вздумайте его надувать, пока не окажетесь вне самолета.
Если земля, то проверяйте, где выход. И не забудьте после удара о землю проверить, не заклинило ли его. Для такого случая у вас заготовлен вариант В.
- Правильно готовимся к удару о землю. Все острое, колющее – срочно вон из карманов. Громоздкий ручной багаж возле ног – под переднее кресло. Ремень проверить и туго затянуть почти на бедрах. Обувь зашнуровать, одежду застегнуть. Кресло - в вертикальное положение. Ноги ставим на пол, подогнув их под свое сидение. Это поможет спасти голень от перелома.
Теперь спасаем голову: наклоняемся вперед, голову кладем между коленями и руками стараемся обхватить голени. Если перед вами кресло и выше описанная позиция невозможна, то упритесь правой рукой в спинку сиденья, положите на нее левую руку раскрытой ладонью вверх. На ладонь – голову. Неудобно? Поменяйте положение: голову на переднее сиденье, а руками закройте голову.
- Если в салоне окажется нехватка кислорода, то немедленно наденьте маску. Тут тоже есть свое правило, которое не стоит нарушать.
Сначала маску надеваем на себя! И только после этого пытаемся оказывать помощь окружающим. Не на ребенка, не на маму, не на соседа! НА СЕБЯ! Иначе просто не успеете никому помочь. У вас есть всего 10-15 секунд, потратьте их с пользой.
- Если на борту пожар, то ваш главный враг – это дым. Лучший вариант защиты – мокрая ткань. Любая. Подойдет платок, майка, шарф. Главное, чтобы ткань не была из синтетики. Нет возможности намочить? Используйте ее в сухом виде.
Если задымление началось после падения, то не вставайте и не выпрямляйтесь во весь рост. Пригнитесь – возле пола дыма меньше всего.
Не забывайте считать. Дым – предвестник огня, а значит, скоро будет взрыв. По самым оптимистичным подсчетам, у вас есть не более двух минут. Так что считать нужно до 120. Вполне возможно, у вас будет еще меньше времени, всего 90 секунд. За это время нужно определить, где выход, и срочно покинуть самолет.
- Если кто-то из членов экипажа (обычно это бортпроводник) руководит эвакуацией, то не стоит проявлять самостоятельность. Не истерите, не возражайте, просто выполняйте его распоряжения. Если бортпроводник просить помочь, помогайте. Возможно, от этого зависит спасение не только чужой, но и вашей жизни.
- Многие люди в растерянности хватают свои вещи и пытаются вынести их из салона. Не делайте этого сами и постарайтесь воспрепятствовать в этом другим пассажирам. Иначе получится затор в проходе, и это затруднит эвакуацию. Постоянно помните о двух минутах и выбирайтесь из салона.
- Выбрались? А теперь бегите (или плавите) и делайте это, как можно быстрее. Не падайте возле самолета в уверенности, что спаслись и все страшное уже позади. Взрыв должен застать вас на расстоянии, как минимум, 120-150 метров от места падения.
- А теперь осмотрите и ощупайте себя. Если течет кровь, перевяжите рану. Нечем? Тогда зажмите ее рукой. Не вставайте резко, не бегайте и кричите. Вполне возможны повреждения внутренних органов, но, находясь в шоке, вы пока не чувствуете боли.
- Если силы позволят, то не отказывайте в помощи другим пассажирам и членам экипажа. Остановить кровь, отнести человека в безопасное место, просто обнять и успокоить ребенка может каждый из нас.
- Не уходите от самолета, старайтесь постоянно его видеть. Помните, после исчезновения с радаров, спасатели немедленно приступают к поискам лайнера. Не стоит затруднять их работу, уходя далеко от обломков. Даже если, с вашей точки зрения, спасатели непростительно медлят, не покидайте место крушения. Организуйте людей, найдите воду, еду и мобильные телефоны. Возможно, вам удастся дозвониться и скорректировать направление поиска специалистам. И главное: не позволяйте себе и людям паниковать.
И последнее: по числу жертв катастроф на первом месте ДТП. Помните об этом, покупая билеты на самолет. И не бойтесь летать, как не боитесь каждое утра садиться за руль своего автомобиля или в салон маршрутки.