Используя уникальную рецептуру смеси и технику производства, мастера делали изделия, которые были очень легкими и прочными. Порой через тонкие стенки посуды виднелись просветы. В сравнении с обычной гончарной толстостенной, тяжелой посудой фарфоровая - стала «ноу-хау» того времени.
Но как же изделие может быть тонким и прочным? Ответ прост. Прочность достигалась путем обжига в печи при высокой температуре – смесь хорошо сплавлялась и затвердевала.
Таким образом, была получена одна из разновидностей – твердый фарфор. Он не обладал особой пластичностью и поэтому подходил только для посуды. Данное обстоятельство повлияло на появление еще одного вида – мягкого фарфора, который получил свое название благодаря способности деформироваться во время обжига. Использовался, главным образом, в изготовлении художественных изделий.
Не малую роль в красоте изделий из фарфора играла роспись глазурью, а также декорирование красками из золота, платины и серебра.
С рецептом китайского фарфора связана целая детективная история. Не раз европейцы пытались выкрасть секрет этого рецепта. Всегда это заканчивалось смертью. Ведь, наряду с шелком, фарфор приравнивался к золоту. Поэтому купцы могли обменивать его на другие товары.
Некоторые светские дамы из Европы использовали фарфоровые осколки в качестве украшений. Настолько он был ценен и красив.
Но однажды европейцы разработали свой рецепт. В 1708 году, двумя саксами Чингаузом и Бёттгером. Как говорится:" лучше поздно, чем никогда". Проблем с опытами возникало очень много, так как не было еще отраслей науки и технологии производства. Раз за разом алхимикам приходилось менять соотношение ингредиентов в составе и подбирать температуру обжига.
В Россию фарфор пришел в эпоху правления Петра Великого, с открытием «окна в Европу». Во время посещения королевской резиденции в Пруссии он удивился красоте одной комнат, оформленной китайским фарфором. Спрос среди русской знати на фарфоровые изделия из Китая и европейских мануфактур был огромным. Фарфор заполнил все придворные дома. Назревала необходимость собственного производства. В Россию стали приглашать гончарных мастеров из Европы для обучения русских ремесленников.
Пожалуй, в качестве первого завода по изготовлению русского фарфора, нужно считать «порцелиновую мануфактуру». Ее строительство начиналось в 1744 году, по Приказу Елизаветы. Руководил проектом барон И.А. Черкасов. Керамические изделия изготавливались именно для императорского двора.
Началу производства фарфора на заводе способствовали разработки Д.И. Виноградова, который был назначен берг-мейстером после обучения в Саксонии. В 1746 году было запущено производство фарфоровых изделий, которые по качеству не уступали европейским, а по составу – китайским. В конце 50-х годов был изготовлен первый сервиз для императрицы – «Собственный». Это время назвали "Виноградовский период", и длилось оно до 1760 года. Окончание связано со смертью Дмитрия Ивановича Виноградова - русского ученого, который, ни на один день, не переставал совершенствовать качество "русского рецепта".
В 1765 году «Невскую порцелиновую мануфактуру» переименовали в «Императорский фарфоровый завод». Теперь завод работал не только для императорского двора, но и для всей России. Последующие заказы Екатерины II не менее роскошны. Были созданы великолепные сервизы: «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», в которых насчитывалось порядка тысячи предметов. Завод продолжал развиваться.
Однако при Александре II предприятие оказалось на грани закрытия. Император не особо увлекался фарфором. По его мнению, это было сродни убыткам. Спасителем выступил Александр III, который продолжил обеспечивать завод заказами.
20-е годы ХХ века придали классическому русскому фарфору новый смысл. Теперь он был не только символом роскоши и великолепия, но и стал носить в себе идейно – агитационный дух. В 1925 году заводу присвоили имя М.В. Ломоносова. Новый социалистический строй нисколько не отразился на качестве работы. Из года в год мастера совершенствовали свое искусство изготовления и декорирования русского фарфора. Завод продолжал исполнять заказы на уникальную керамику.
В 2014 году традициям завода исполнилось 270 лет.