В 19 лет молодая циркачка-эквилибристка стала студенткой Ниной из знаменитого фильма Леонида Гайдая. Именно этот образ чуть было не сделал её «актрисой одной роли». Фильмография Натальи Варлей насчитывает более 60 ролей, но помнят все именно Нину. «История, произошедшая в одном из горных районов Кавказа» затмила собой подлинную жизнь актрисы Варлей и её многогранную творческую личность.
«Что ни интервью, то «Кавказская пленница», - скептически вспоминает актриса.
А ведь Наталья не собиралась быть актрисой. Обращаясь к её биографии, создается впечатление, что актерская карьера была куда важнее для окружения молодого дарования и для советского театра и кино, чем для самой Натальи. Первым человеком, внесшим вклад в становление актрисы, стал клоун Леонид Енгибаров, благодаря встрече с которым Наталья Варлей впервые появилась в кино.
Происхождение семьи
Корни рода Варлей идут с Британских островов. Её отец, военно-морской офицер советской армии, ветеран Великой Отечественной войны происходил из обрусевших валийцев, перебравшихся в Российскую империю в XIX веке. Со стороны матери в роду были французские дворяне, также переселившиеся в Россию. Прадед актрисы — Евгений Барбот де Марни — известный русский инженер французского происхождения. Наталья появилась на свет в Румынии, в 1947 году, где в тот момент служил её отец.
История семьи объясняет не только странность фамилии, непривычной русскому уху, но и особенности внешности актрисы. О ней говорили, что она обладает «не советским шармом», что отличало её от других отечественных актрис. В этом отношении её сравнивали с «аутентичной полячкой» Брыльской. Но в отличие от Барбары, лишь однажды снявшейся в советском кино, Наталья Варлей — советская актриса, вся её сознательная жить прошла в нашей стране и в нашей культуре, её жизнь — жизнь русской женщины.
Детские годы
Жизнь семей военных и моряков сопровождается постоянными переездами по долгу службы. Почти сразу после рождения Натальи её отца направили на службу в северный порт — Мурманск. С этим городом связано детство Натальи. Северный климат негативно сказался на здоровье ребенка. Она часто болела.
« Я существовала в полуобморочном состоянии», - вспоминает актриса.
Летом семья выбиралась на отдых в Сочи. Здесь юная Наташа познакомилась с Елизаветой Зиновьевной Пешковой, в доме которой останавливалась семья. Елизавета была племянницей Свердлова и «приёмной внучкой» писателя Максима Горького (её отец был крестником писателя, но фактически считал его отцом, взяв его фамилию и отчество). Уже не молодую женщину, которая годилась девочке в матери, если не в бабушки, Наталья называет своей подругой. Она оказала большое влияние на Наталью, занималась с девочкой изучением иностранных языков.
Однажды, когда семья Натальи гостила у Елизаветы Зиновьевны, по соседству поселились артисты цирка. Так девочка впервые соприкоснулась с манящим цирковым миром, до этого она в цирке ни разу не была. В первый раз ей довелось посетить цирковое представление уже в Москве, куда семья переехала в конце 50-х годов. Поход в цирк стал для неё судьбоносным. После представления девочка увидела объявление о наборе в детскую цирковую студию, и выбор был сделан.
Цирк
После занятий в детской цирковой студии последовало обучение в цирковом училище. Отца отправили служить на Дальний Восток, семья уехала, а Наталья осталась в Москве, чтобы получить образование, жила у своей бабушки.
На пути цирковой карьеры стояла фобия. Будущая воздушная гимнастка и эквилибристка боялась высоты, каждая репетиция и каждый выход на арену был для неё победой над собственным страхом. Будучи уже в возрасте, Наталья Владимировна призналась, что до сих пор себя чувствует не комфортно, когда стоит на балконе выше третьего этажа. Тем не менее, работая в цирке, она выступала на трапеции, и всем сердцем полюбила своё дело. Ни о какой другой карьере она тогда не мечтала.
Окончив училище, восемнадцатилетняя циркачка гастролировала с белорусским цирком, а потом была направлена в Одессу. В одесском цирке состоялась важная в её судьбе встреча с клоуном Леонидом Енгибаровым, который параллельно с работой в цирке в те годы уже снимался в кино. Они подружились, не смотря на то, что грустный клоун был почти в два раза старше Натальи. На одно из цирковых представлений Леонид пригласил своего знакомого режиссера Юнвальд-Хилькевича.
«Я увидел ангелоподобное существо», - вспоминает режиссер.
Он не мог не пригласить молодую девушку на главную роль в своём новом фильме «Формула радуги».
«Твоя судьба решена, уходишь из цирка и будешь сниматься в кино», - сказал ей Юнгвальд-Хилькевич
Слова оказались пророческими.
Карьера актрисы
На тот момент, когда судьба свела её с Юнгвальд-Хилькевичем, Наталья была совсем юной, а выглядела и вовсе как подросток. На главную роль молодого ученого-программиста в фильме «Формула радуги», она не прошла по возрасту. Но Георгий Эмильевич не отказался от идеи снять цирковую артистку в своём фильме. Наталья Варлей появилась на экране в роли медсестры. Эта роль стала стартом её кинокарьеры.
Звездный час Натальи Варлей предвосхитила встреча двух режиссеров: Георгия Юнгвальд-Хилькевича и Леонида Гайдая. Гайдай жаловался коллеге, что у него нет артистки на главную роль, Хилькевич «подкинул» ему кандидатуру. Это была Наталья Варлей. Наталья мечтала вернуться в цирк и продолжать работу, особой радости от предложения Леонида Иовича она не испытала. Более того, когда её утвердили на роль Нины, ей пришло ещё одно предложение — сыграть французскую гимнастку в фильме «Арена», эта роль была куда ближе по духу, ведь ей пришлось бы играть почти саму себя. С Ниной она себя не ассоциировала.
«Французская гимнастка — это действительно я, а Нина — это не я».
Но это был тот случай, когда роль сама выбрала актрису, отказаться сняться у Гайдая было невозможно. И актриса не жалеет об этом. Кто сейчас помнит фильм «Арена»? Разве по популярности он сравним с «Кавказской пленницей»?.
Вторая по счету роль в кино принесла актрисе всенародную славу. Их дуэт с Александром Демьяненко стал одним из самых известных в истории советского кинематографа, а «спортсменка, комсомолка и просто красавица» влюбила в себя миллионы кинозрителей.
Артистка продолжала работать в Московском цирке, а тем временем новые предложения сняться в кино текли рекой, хотя Наталья не была профессиональной актрисой, у неё не было театрального образования. Следующее её появление в кино состоялось в фильме «Вий». В фильмографии актрисы Панночку зачастую вспоминают вторым номером после Нины.
Став уже известной киноактрисой, Варлей всё же решает получить второе образование — театральное. Цирковая эра завершается. Она становится студенткой училища имени Щукина. Среди её сокурсников был известный актер и композитор Владимир Качан. Отношение к Наталье у коллег было неоднозначное, с одной стороны к ней относились предвзято, как к «звезде», а с другой стороны, у неё не было отбоя от поклонников. Был момент, когда Наталья чуть было не ушла из училища, причиной тому была тоска по цирку. В этот момент важную роль в её судьбе сыграл Юрий Васильевич Ярцев, он уговорил девушку остаться.
В год окончания института Наталья выходит замуж за Владимира Тихонова, который станет отцом её детей.
Театр
По окончанию училища Наталья устраивается работать в театр им Станиславского.
Она вспоминает, что её очень смутил вопрос ведущей актрисы: «Почему вы хотите работать именно у нас?».
Её театральная карьера могла бы не состояться. Спустя год после окончания училища, Варлей родила ребенка. Cына назвала Василием. Беременность и роды могли сказаться на работе в театре, куда её только что приняли, но в тот момент была "чехарда" с режиссерами, и это позволило актрисе остаться в труппе.
Однажды на гастролях театра с Натальей случился несчастный случай. Работая с новым партнером, актриса, пытаясь создать ему комфортные условия, случайно оступилась и свалилась в оркестровую яму. Травма была достаточно серьёзной. Ей не оформили травму на производстве и не выплатили отпускных. Так завершился период работы в труппе театра Станиславского, правда не насовсем.
Она осталась без работы с маленьким ребенком на руках. Спасительное предложение пришло из Узбекистана, ей предложили роль Нази в фильме «Ливень». Эта картина оказалась не самой заметной в числе работ актрисы, тем более что в советском кинематографе было снято два фильма с таким названием и тот, в котором играла Варлей, оказался менее известен. Тем не менее, именно он вернул актрису в «струю». Поддавшись уговорам режиссера Товстоногова, который в 1980-е годы возглавил театр Станиславского, Наталья вернулась в труппу и продолжала активную деятельность в театре и в кино, сыграв ещё немало ролей.
Стихи
Своё первое стихотворение "про грибок" маленькая Наташа написала ещё в четыре года. С тех пор все свои сокровенные переживания она доверяла перу и бумаге, складывая их в рифмы. С годами стихи становились всё взрослее и серьёзнее. Поэзию она не оставила ни во время работы в цирке, ни в период своей киношной славы. Сыграв свои главные роли в «Вие» и «Кавказской пленнице», уже взрослая и состоявшаяся актриса вновь возвращается на студенческую скамью. Она получает третье высшее образование в Литературном институте.
Наталья Владимировна вспоминает, что в ночь перед экзаменом зачиталась Гоголем и кроме «Мертвых душ» ничего не успела подготовить. На экзамен пришла расстроенная, но судьба вновь оказалась к ней благосклонна, она вытащила билет по «Мертвым душам» и получила отличную оценку.
Так что Наталья Варлей не только актриса, но ещё и профессиональный литератор. Она выпустила несколько книг своих стихов.
Музыка
Студентка Нина поёт известную песенку о медведях голосом Аиды Ведищевой. Однако исполнительница этой роли сама показала себя неплохой вокалисткой, она записала пластинку песен, написанных на собственные стихи, а в 2009 году блистательно принимала участие в музыкальном шоу «Две звезды», где её партнером стал профессиональный певец Николай Гнатюк.
Наталья Владимировна Варлей давно уже перестала быть «Ниночкой», она — заслуженная артистка России, видный деятель культуры, признанный и любимый многими поэт, мать двоих детей (младший сын Александр родился в 1985 г. ) и любящая бабушка взрослого внука.