Что может быть привычнее, чем каблук? Он обычен настолько, что вошел в поговорку – мужчину, полностью подчиняющегося своей супруге, принято именовать «подкаблучником», тем самым подразумевая, что каблук – «деталь» если не исключительно, то преимущественно «дамская» деталь. И впрямь можно так подумать, видя даму на каблуках толщиной с волосок и высотой с Эйфелеву башню… между тем первыми людьми, которым потребовались каблуки, были отнюдь не модницы, а те, кому некогда интересоваться модой.
Небольшое утолщение на подошве потребовалось земледельцам, чтобы удобнее было ходить по вспаханной земле. Трудно сказать, когда именно появилось столь полезное изобретение, но крестьяне Древнего Египта определенно уже пользовались им. Возможно, древние греки переняли это от египтян, возможно, изобрели независимо от них – вряд ли это когда-нибудь будет установлено с исчерпывающей точностью – но в одном смысле эллины оказались «впереди планеты всей»: они догадались, что каблук может создавать не только удобство, но и образ! А где создание образа важнее всего? Конечно же, в театре – знаменитом античном театре, который отнюдь не стремился к натурализму или даже «социалистическому реализму»: греческий театр был предельно условным, и состояние души персонажа в нем передавалось маской, действия комментировались хором, а его знатность и значительность в сюжете пьесы выражалась… каблуками. Правда, каблуки эти были особого рода – во всю стопу и весьма высокие. Они изготавливались из пробки или из дерева и именовались котурнами. У античных котурнов существовала и чисто утилитарная функция – немного приподнять актера, на которого смотрели зрители с верхниъ ярусов амфитеатра, но в первую очередь они должны были подчеркивать «возвышенность» трагического образа – именного трагического (и по сей день человеку, впадающему в неумеренный и неуместный пафос, советуют «не становиться на котурны»).
Пожалуй, в истории каблука этот принцип сохранялся на протяжении веков: от утилитарности и удобства – к образу и моде. Возьмем, к примеру, условия средневековых городов… как говорится, «ходули – весенняя обувь горожанина». Насчет ходулей – это, конечно, преувеличение, но вот каблуки, напоминающие по форме древнегреческие котурны, были в самый раз в этой непролазной грязи. Но представьте себе – нечто подобное вошло в моду! Произошло это в Венеции в эпоху Возрождения, а ввели такую «новомодную штучку» самые раскрепощенные женщины той эпохи – куртизанки. Их туфельки опирались на целых два каблучка цилиндрической формы, наименьшая высота которого составляла пятнадцать сантиметров, но могла достигать сорока двух (почти полметра!) Такие туфли назывались чопинами, и ходить в них без посторонней помощи можно было невозможно – зато какой замечательный способ продемонстрировать свое богатство, выраженное в количестве слуг, или получить дополнительный знак внимания от поклонника! В 1420 году, правда, такие туфельки запретили – но куда же властям против всемогущей моды! Примечательно, что независимо от Венеции нечто подобное появилось на Востоке, но там цель была иной – чтобы наложницы не могли бежать из гарема.
А что же с каблуком в привычном нам смысле – выступ на пятке?
Кстати, тюркское слово «каблук», которое мы позаимствовали ориентировочно в начале XVI века, как раз и означает – «пятка»… У него была сходная история – от удобства к моде. Удобство было связано с верховой ездой – с каблуком нога лучше удерживалась в стремени, и впервые такая удобная вещь появилась у всадников Золотой Орды. Европейцы обзавелись им позже – в эпоху Возрождения. Военная обувь постепенно перекочевала в мирный костюм, но исключительно мужской.
Так кто же была та решительная дама, которая впервые надела туфельки на каблучках? Имя этой дамы хорошо известно – Екатерина Медичи… эта особа много чем известна, и доброй ее славу не назовешь, а еще она была маленького роста – и весьма удачно придумала компенсировать этот недостаток высокими каблуками. Появившись на таких каблуках на своей свадьбе с французским королем, она ввела соответствующую моду при французском дворе.
В дальнейшем женская обувь на высоких каблуках настолько захватила Европу, что с нею даже пытались бороться… нет, не потому, что кто-то заботился о здоровье граждан, но ведь мужчины при виде женщин на калуках теряли голову! Именно поэтому в Англии за ношение такой обуви можно было попасть на костер – как ведьма. О вреде высоких каблуков для здоровья впервые заговорили к концу XVIII века, и они на полвека вышли из моды вместе с корсетами. Возвращаются они только в середине XIX столетия – в виде каблука-«рюмочки».
В дальнейшем мода стала меняться с ужасающей быстротой, то укорачивая каблуки, то удлиняя их. Сейчас модными вновь считаются высокие – а врачи опять предупреждают об их опасности, что не мешает делать такие туфельки даже для маленьких девочек. Мода модой – заниматься самоистязанием, тем более – истязанием своих малолетних дочерей не стоит.