Над Серебряным веком стыл...»
А. Ахматова
Думаю, я не сильно погрешу против истины, если скажу, что даже дилетант, далекий от мира искусства, безошибочно узнает картины Михаила Врубеля и не отнесет их к кисти другого художника. Его «Царевну-лебедь», «Демона» или «Пана», раз увидев, запомнишь навсегда, равно как и его непривычную для русского уха фамилию Врубель. Начав творить на рубеже столетий, в эпоху модерна, он начал поиск новой художественной формы, показав безграничные возможности образного видения мира.
Феномен русской культуры, названный Серебряным веком – это не только набор новых поэтических форм и имен, это особенное явление, представленное во всех областях духовной жизни – это и новый театр, новая музыка, новая живопись. И если Александр Блок и Валерий Брюсов – символисты в поэзии, то Михаил Врубель – символист в живописи.
Его творчество ярко и своеобразно. Его картины – это неисчерпаемая сила фантазии, страстная взволнованность чувств и глубокая эмоциональность образов. Современники по-разному оценивали его творчество: недоумевали и восхищались, смеялись над автором и ругали его, но для всех было несомненно – его искусство явление чрезвычайное. Как все, что не вписывается в обычные рамки, лучшие произведения Врубеля были отвергнуты. Первые свои картины он продавал за гроши. Слава пришла к нему поздно. Могучий талант феноменально одаренного и на редкость образованного художника признали поздно, лишь в последние годы жизни, когда он был уже слепым и тяжело больным человеком. «Это была совсем другая, невиданная живопись» - писал живописец Константин Коровин, один из немногих современников, оценивших огромный талант художника.
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске, в семье военного. Предки его по отцовской линии были поляками. В связи со службой отца, семья часто переезжала. Уехав из Омска, Врубели жили в Саратове, Астрахани, Одессе, Петербурге, а Михаилу приходилось учиться в разных гимназиях. Но это не сказалось на его успеваемости: он отлично учился и был всесторонне развит. Кроме живописи, мальчик увлекался естественными науками и историей. Окончив гимназию, в 1874 году по настоянию отца восемнадцатилетний Врубель поступает на юридический факультет Петербургского университета. Но он был равнодушен к юриспруденции, его привлекали философия и искусство, что все же не помешало ему закончить университет с золотой медалью. Параллельно с университетскими занятиями Врубель посещает вечерний класс в Академии художеств у известного художника и педагога Павла Петровича Чистякова. После окончания университета в 1879 году, двадцатитрехлетний Врубель отбывает обязательную воинскую повинность. После службы, в 1880 году поступает вольнослушателем в Академию художеств опять же в класс П.П. Чистякова, а уроки акварели ему дает И.Е. Репин. В Академии он учился вместе с Валентином Серовым, с которым был очень дружен. Серов с Врубелем были самыми способными и любимыми учениками в классе.
В 1884 году по рекомендации его учителя М. Врубелю доверили ответственную работу – реставрацию старинной Кирилловской церкви в Киеве, для которой он создал настенные росписи и написал несколько икон. Затем он работает над фресками Владимирского собора. В Киеве Врубель снял квартиру на Андреевском спуске, с видом на бескрайние днепровские дали. Здесь он создает рисунки к лермонтовскому «Демону». После этого образ Демона не покидал творчество Врубеля, сыграв в его судьбе роковую роль.
В 1885 году Врубель посещает Италию для изучения венецианских мозаик. Вернувшись в Киев, он пишет картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка».
В 1889 году реставрационные работы закончились, и Врубель переезжает в Москву, где знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым и живет в его доме. Впоследствии он создаст проект дома Мамонтова на Садово-Спасской улице и декоративную скульптуру «Маска льва», выступая в роли архитектора и мастера прикладного искусства. Он также принимает участие в оформлении особняков другого известного мецената Саввы Морозова и его семьи.
Михаил Врубель с успехом освоил практически все жанры изобразительного искусства: живопись, графику, декоративную скульптуру. Как театральный художник он создавал декорации для Русской частной оперы С. Мамонтова.
В 1895 году вместе с труппой, будучи на гастролях в Санкт-Петербурге, Врубель познакомился с оперной певицей Надеждой Забелой, которая в 1896 году стала его женой. Она была не только женой, но и другом, и музой художника, он написал много ее портретов. В 1901 году у них родился сын, в честь Мамонтова названный Саввой. К сожалению, у мальчика был врожденный дефект, т.н. «заячья губа», что отдавалось болью в душе художника, стремившегося к совершенству. В 1902 году он написал портрет сына, а через год в 1903 году двухлетний мальчик умер. Смерть сына негативно сказалась на здоровье художника, у которого с 1902 года начали появляться признаки душевной болезни.
Произведения Врубеля – реакция на окружающую действительность, которую художник воспринимал трагически, может быть поэтому, его влекли сильные и мятежные образы, такие, как лермонтовский Демон. Тема Демона – тема трагедии сильной личности, духовно не сломленной даже в момент гибели. После первых иллюстраций к лермонтовскому «Демону», Врубель в 1890 году опять возвращается к этой теме, написав «Демона сидящего» и «Демона летящего». Еще сильнее тема внутренней борьбы и одиночества отразилась в картине «Демон поверженный», созданной в 1902 году. Александр Бенуа сказал об этой картине: «Верится, что Князь Мира позировал ему». Картина создавалась невероятно мучительно, художник сорок раз переписывал свое творение. И ни одно произведение художника не отвергалось так яростно, как это. Огромный труд и волнения сказались на здоровье художника – Врубеля помещают в психиатрическую клинику.
После полугодового лечения, в 1903 году Врубель возвращается к работе, но творческого подъема уже нет, а смерть сына окончательно подкосила его здоровье. В 1904 году к художнику, наконец-то, пришла слава, в 1905 году он был удостоен звания академика. Но болезнь все прогрессировала, а в 1906 году художник ослеп. Последней его работой был портрет Валерия Брюсова, о котором поэт сказал, что всю жизнь хотел быть похожим на этот портрет.
Последние четыре года жизни художник находился на лечении в клинике или на даче под присмотром врачей. 1 апреля 1910 года в возрасте 54 лет Михаил Врубель умер. На его похоронах Александр Блок сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Кроме серии «Демонов», самыми известными работами художника являются «Пан», «К ночи», «Сирень», «Царевна-лебедь». За свою творческую жизнь художник создал около двухсот произведений, большинство из которых находятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
Картины Михаила Врубеля необычны и фантастичны, сначала они даже пугают. Но проникнув в его фантастический мир символов, ощущаешь непосредственное чувство реальности. Искусство М.А.Врубеля и сегодня поражает глубиной философских раздумий, восхищает своеобразным поэтическим миром автора.