Частично копируя западные правительственные институты и вместе с этим повторяя древнеяпонские структуры власти, Муцухито организовал подобие кабинета министров, состоявшее из нескольких палат. В одной из них не последнее место занимал молодой тридцатилетний политик Окума Сигэнобу. В истории Японии это имя упоминается с не меньшим пиететом, чем, например, имя Ито Хиробуми – одного из главных лидеров реставрации, знаменитого государственного деятеля страны Восходящего Солнца. Особенно популярно оно у студентов. Чем же прославился Окума Сигэнобу и за что ему такой почет в Японии?
Родился герой нашей статьи в 1838 году в центре японской провинции Хидзэн - городке Саге, тогда еще небольшом поселке. Отцом юного Сигэнобу был самурай, военный-артиллерист. Он отдал сына в провинциальную школу, где основной упор делался на изучение конфуцианских заповедей. Известно, что любимой книгой юноши была знаменитая в Японии «Хагакурэ кикигаки» - трактат о самурайском кодексе чести, или бусидо. В пятнадцатилетнем возрасте Сигэнобу занялся изучением западных, или «голландских» наук в так называемой «голландской школе Йогакушо». Голландскими науками тогда в Японии называли всё знание, пришедшее из Европы через факторию Голландии в Нагасаки.
Политические взгляды молодого самурая были весьма радикальными, некоторое время он принимал участие в популярном оппозиционном движении «сонно дзёи», декларирующем верность императору и курс на изгнание из страны всех «варваров», то бишь европейцев и американцев. Оно входило в конфликт с правящим сёгунатом Токугава и жестоко порицало его за несправедливые торговые договоры с Западом, заключенные под дулами корабельных пушек. Надо сказать, что Япония благодаря губительной самоизоляции к середине XIX века катастрофически отстала от пришельцев в военном деле, и не подписать эти договоры просто не могла.
Несмотря на декларируемую нелюбовь к иностранцам, Окума Сигэнобу весьма ценил преподавателей школы. Особым почтением и уважением у него пользовался голландец Гвидо Вербек, миссионер и преподаватель иностранных языков. От Гвидо будущий японский политик получил отличное знание английского, а также познакомился с американской Декларацией независимости и Конституцией. Эти тексты произвели на него изрядное впечатление и укрепили в мысли о необходимости отмены древней феодальной системы. Забегая вперед, отметим, что Сигэнобу не забыл своего учителя и после назначения на высокие посты поспособствовал его карьере в Токийском университете.
Участие в оппозиционном движении не прошло для Сигэнобу даром – в 1867 году, когда дни сёгуната уже были сочтены, его вместе с единомышленниками арестовали и отправили в тюрьму. Впрочем, похоже, что тогдашние японские правоохранительные органы уже понимали, что старой власти долго не жить, поэтому приговор был более, чем мягким – месяц заключения. А через год, после передачи власти сёгуном Токугава Ёсинобу в руки императора и завершения гражданской войны, началось формирование нового правительства Японии, в работе которого принял активное участие и молодой политик. Его полем деятельности стала организация работы министерства иностранных дел, называвшегося тогда Иноземным советом.
Ещё через пару лет Окума Сигэнобу переводят в министерство финансов, которое он вскоре и возглавляет. На этом посту политик делает несомненные успехи, проводит успешную налоговую реформу, подтолкнувшую развитие промышленности, и способствует созданию и укреплению единой японской валюты – иены. Несмотря на успехи (а может быть, благодаря им), у молодого министра появляется много недоброжелателей во властных кругах, и самым опасным становится министр внутренних дел Ито Хиробуми, к тому времени набравший большой политический вес. Будучи не в силах ему противостоять, Окума Сигэнобу в 1881 году покидает должность.
Дальнейшим направлением деятельности Сигэнобу становится развитие японского парламентаризма – в 1882 году он вместе с рядом соратников создает Партию конституционных реформ. Основной целью своей работы они продекларировали создание парламента по британскому образцу, процветание монархии… ну и обеспечение народного счастья, куда же без него. Несмотря на постоянные трения и даже раскол внутри партии, спустя семь лет первый пункт повестки был достигнут – в Японии появился двухпалатный парламент. Окума же незадолго до этого был опять востребован в правительстве – его давний противник Ито Хиробуми, отдавая должное способностям политика, назначил Сигэнобу министром иностранных дел.
Назначение состоялось не из-за примирения, просто Японии предстояли трудные переговоры с западными государствами по отмене старых несправедливых договоров. Окума приложил все усилия, добился некоторых успехов, но многие японцы сочли его позицию чересчур примирительной. Наибольшую ненависть он заслужил у сторонников радикальной террористической организации «Гэнъёся», один из членов которой 18 октября 1889 года бросил бомбу в экипаж министра, после чего перерезал себе горло. Весь кабинет ушел в отставку, Окума же в результате покушения лишился правой ноги. После выздоровления он на досуге занялся делом, которое ему было действительно по душе.
Ещё в период основания своей партии Окума Сигэнобу организовал в столице учебное заведение, которое называлось Специальная токийская школа. Вот заботами этой школы он и занимается до 1896 года, когда его снова приглашают в правительство. Как раз в этот период всесильный Ито на время отошел от власти, и Окума занимает пост министра сельского хозяйства. Впрочем, страсть к созданию партий никуда не делась, к 1898 году неугомонный политик организует новую Конституционную партию и становится премьером первого партийного правительственного кабинета. Но премьерство это длится всего несколько месяцев, кабинет министров распадается из-за постоянных конфликтов и амбициозности его членов. После чего Окума несколько лет занимается только делами своей партии, а к 1907 году вообще уходит из политики.
К этому времени школа, основанная нашим героем, разрослась и приобрела статус высшего учебного заведения. С 1902 года она именуется Университетом Васэда. Основной упор в преподавании делался на филологию, и по сей день филологический факультет Васэда – крупнейший в стране. Интересно, что именно на этом факультете век назад впервые в Японии началось изучение русской литературы. Окума вкладывал в свое детище все силы и средства, приглашал лучших преподавателей. Его стараниями были проведены большие работы по облагораживанию территории университета, университетский сад стал жемчужиной ландшафтного дизайна. Первые в Японии дыни тоже были выращены в теплицах этого сада.
Наряду с президентством в университете, Окума занимался и другими делами – так, он принял самое деятельное участие в организации первой японской антарктической экспедиции 1910 года. Результаты её были более чем скромными, но патриотический подъем в японском обществе она вызвала немаленький. А к 1914 году большая политика снова потребовала Окуму – в стране разразился коррупционный скандал с участием иностранных фирм, очередной кабинет министров целиком вылетел в отставку. Император Ёсихито, недавно вступивший на престол, пригласил для разгребания авгиевых конюшен во власти представителя старой гвардии, и Окума Сигэнобу становится премьером коалиционного кабинета.
На период второго премьерства Окумы пришлось вступление Японии в мировую войну. Премьер-министр развил активную внешнеполитическую деятельность - пользуясь тем, что западным державам стало не до Дальнего Востока, было решено откусить от Китая несколько лакомых кусочков и фактически низвести его до уровня японского вассала. Затея частично удалась, но больших выгод к тому, что Япония уже имела, она не дала. А вскоре в стране разгорелся очередной политический скандал, связанный с перерасходом средств на оборону. Из этого скандала Окума Сигэнобу победителем не вышел, и в 1916 году коллегия гэнро – высших императорских советников настоятельно порекомендовала ему подать в отставку. Это был окончательный уход из большой политики…
Несмотря на неудачное завершение политической деятельности, император высоко оценил труды Окумы и в середине 1916 года, когда отставка уже висела дамокловым мечом, присвоил ему титул маркиза с вручением ордена Хризантемы – высшей награды империи. Но самой большой наградой для выдающегося политика, дипломата и педагога стала любовь японской нации. Когда в 1922 году он умер, проститься с ним пришло около 300 000 тысяч человек. Прах Окумы Сигэнобу упокоился в столичном буддийском храме Гококу, а на территории его любимого и очень успешного детища – Университета Васэда установлен бронзовый мемориал в честь знаменитого японца…