По улицам ночного Копенгагена гуляет странный молодой человек. Про таких, как он, сегодня говорят - «городской сумасшедший». Он получил богатое наследство и всю жизнь нигде не работал, но он был не из тех, кого портят деньги и кто проводит время в праздности. В его жизни были и посещение публичных домов, и любовная страсть, но главным стало осмысление собственного существования, поиск пути к богу. Большую часть жизни он проводил, стоя у пюпитра за написанием книг. Он прожил всего 42 года, но успел оставить потомкам обширнейшее наследие.
Так жил великий датский философ Серен Кьеркегор. Понять философию Кьеркегора можно только поняв его жизнь и наоборот, факты из биографии Кьеркегора, его поступки, которые могут показаться странными на первый взгляд, становятся ясны после обращения к трудам и мыслям Кьеркегора.
Великий датчанин
Философию Кьеркегора нередко осмысливают через Сократа – легендарного древнегреческого мыслителя, на которого сам философ неоднократно ссылался, называя его своим учителем. Впервые услышав общепринятое русское произношение фамилии Кьеркегор, некоторые думают, что он, как и Сократ, представитель греческой философии, но на самом деле это не так. Кьеркегор – великий датский философ, живший в первой половине XIX века и предвосхитивший развитие европейской философской мысли в новейшее время.
Серен Кьеркегор – второе по известности имя в датской литературе, после Ганса Христиана Андерсена, а по значимости и влиянию на мировую литературу и философию, скорее, даже и первое.
С точки зрения датского языка, правильнее говорить Кирекгаард (дат. Kierkegaard). Такой вариант фамилии датского мыслителя встречается, например, у Льва Шестова, русского философа, почитателя творчества Кьеркегора.
Отец экзистенциализма
Современникам он казался высокомерным чудаком, возомнившим себя гением. Он восстал против обыденности и хотел побудить человека обратиться к собственной жизни, к самому себе, осмыслить своё существование, услышать голос бога. Ощущение собственной исключительности сопровождало его всю недолгую жизнь. Он скрывался под разными псевдонимами, но вовсе не за тем, чтобы скрыть собственную личность, а для того, чтобы показать человеческое существование во всем его многообразии, примеряя на себя разные маски.
Горожане и критики не принимали его, посмеивались над ним, называя «ходячий или-или», по названию одного из его известных трактатов «Enten-Eller»(или-или). Неопределенными и странными, наполненными вечным сомнением, казались современникам философия и образ жизни Кьеркегора. Разве тогда могли они подумать, что этого человека назовут «отцом экзистенциализма». Он стал одним из первых, кто развернул философию «внутрь», обратился к проблеме бытия человека.
Жизнь как предчувствие смерти. Путь к религии и богу
Родился Кьеркегор в 1813 году. Отец Серена - бывший крестьянин, подавшийся в купцы и сколотивший большое состояние Микаэль Кьеркегор. Будущий философ был младшим, седьмым сыном своего отца. Жена Микаэля и мать его старших детей умерла, и Серен появился на свет благодаря интрижке отца со служакой. Тот факт, что он был рожден «во грехе» определил многое в траектории духовного развития Кьеркегора. Это стало для него одним из поводов к осмыслению собственной жизни.
Из семерых братьев пятеро умерли в раннем возрасте. Отец считал, что над их семьей висит родовое проклятие. Кьеркегор почувствовал скоротечность и краткость собственной жизни. С ранних лет он как будто предчувствовал свою скорую смерть. Это ощущение отразится в его творчестве и побудит к философствованию. «Из записок ещё живущего» - так назовет Кьеркегор свою первую книгу, критический очерк на повесть своего земляка и современника Г. Х. Андерсена.
Отец Кьеркегора был незаурядным человеком, для своего сына он стал «первым духовным учителем». Во многом под влиянием отца и событий своего детства Серен выбрал для себя богословский путь. В 1830 году он поступает на теологический факультет Копенгагенского университета. Где он учится десять лет. В какой-то момент к нему приходит разочарование в теологии. Он не хочет видеть себя приват-доцентом. Учение уходит на второй план в его жизни. Кьеркегора часто называют религиозным философом и теологом, однако его философия – это, скорее, преодоление классической теологии, в привычном её понимании. Философия Кьеркегора – это глубокое, личностное понимание бога, духовное познание.
1838 год – умирает отец Кьеркегора, для него это был год «духовного возрождения». Он возвращается к обучению в университете, и в этот же год начинается его литературная карьера, он публикует свою первую книгу. В 1841 г. он защищает диссертацию о Сократе и получает степень магистра теологии.
Кьеркегор и любовь
Будучи ещё студентом, Кьеркегор встречает 15-летнюю школьницу по имени Регина. История любви Кьеркегора и Регины Ольсен, пожалуй, самый известный сюжет из его биографии. Именно с Региной ассоциируют Корделию – героиню «Дневника обольстителя», самого известного произведения Кьеркегора, которое является составной частью одной трактата «Или-или».
Это была большая и взаимная любовь. Пара получила одобрение родителей и обручилась. Их отношения продолжались год. Неожиданно для всех Кьеркегор разрывает помолвку. «Если бы у меня была вера, я бы остался с Региной» - скажет он. Кьеркегор понимал любовь как всецелое посвящение себя человеку. Воспылать страстью – вот этого он боялся. Страсть для Кьеркегора – препятствие для религиозной веры. Он отказывается от любви ради обретения веры и приближения к богу. Благодаря Регине он стал другим и любовь должна была отступить.
Через историю отношений Серена и Регины раскрываются многие грани философии и личности Кьеркегора. Не смотря на непродолжительность этих отношений, девушка сыграла огромную роль в жизни Кьеркегора. Позже она станет женой своего наставника Фридриха Шлегеля. «Сейчас она принадлежит тебе, но в историю она войдет со мной», - скажет Кьеркегор немецкому писателю, супругу Регины. Так и получилось.
Финал отношений Регины и Кьеркегора объясняется и «индивидуальностью» Кьеркегора, его неготовностью влиться в массу. «Немало мужчин сделались гениями благодаря девушке, сделались героями благодаря девушке, сделались поэтами или святыми благодаря девушке. Но скажите, кто в действительности сделался гением, героем, поэтом или святым, благодаря девушке, ставшей его женой? Благодаря ей он становится титулярным советником, генералом, отцом семейства» - в этой цитате отражается не только отношения Кьеркегора к браку, как к показателю «нормы», с которой он себя не соотносил, но и объясняются многие моменты его философии. В одном ряду с «генералом и отцом семейства» для Кьеркегора стоит и фигура приват-доцента. Почетный преподаватель университета, уважаемый человек и примерный семьянин зачастую изображается комично на страницах книг Кьеркегора.
Три стадии человеческого существования
В учебниках по философии в главе «Серен Кьеркегор» обычно сводят его философию к осмыслению трех стадий человеческого существования: эстетической, этической и религиозной. Классическая наука всё пытается загнать в схему. Однако это совершенно не соответствует Кьеркегору. Его нельзя объяснить в виде схемы. Кьеркегор всегда выходит за рамки этих схем. Все темы в его философии переплетаются, и ответы на вопросы приходят на уровне ощущения.
Объясняя Кьеркегора, «три стадии» можно представить как «три способа жить». Эстетик – человек, живущий сегодняшним днем, вечный подросток, творец. Этик – человек, живущий нормами и законами, жизнь которого определена категорий выбора. Подлинно религиозный человек – человек, вопрошающий бога, предчувствующий, ощущающий свою греховность, человек-искупитель, познавший собственное невежество и стремящийся его преодолеть.
Рассматривают «три стадии» Кьеркегора и как «постепенное развитие личности», в котором эстетика есть молодость, этика - зрелость, а религиозность представляется как финал жизни, как «предчувствие» бога. В приведенной выше цитате можно увидеть «переход» от этике к эстетике, когда на первом этапе мужчина ради женщины стремиться стать «гением», а на втором – этическом – «отцом семейства».
Однако ни первое, ни второе из приведенных нами пониманий не будет до конца правильным и истинно кьеркегоровским. Эти стадии у Кьеркегора существуют как параллельно, так и последовательно. Человек всегда осознает себя «в промежутке». Ответом на «или-или» является взыскующий индивидуум. При этом некоторые люди так и не могут преодолеть свою стадию, оставаясь «этиками» или «эстетиками». Жизнь самого Кьеркегора всегда протекала между, и представляла собой путь к "религиозности".
Человеческое существование стремится к «религиозности», а подлинное познание есть познание самого себя, которое невозможно без познания бога. Осознание невозможности познания бога есть признание собственной греховности, нахождения «вне истины». Именно из религиозности Кьеркегора исходит тема «смерти» и «трагичности существования», разработанные философами-экзистенциалистами.
Кьеркегор совершенно особый мыслитель. Объяснить его философию тяжело, порой невозможно, её, как и всё глубоко личное, надо прочувствовать. Можно без преувеличения сказать, что «Кьеркегор для каждого свой».
Среди наиболее известных произведений Кьеркегора, кроме трактата «Или-или» стоит назвать: «Страх и трепет», «Болезнь к смерти», «Стадии жизненного пути», «Философские крохи» и заключительное ненаучное послесловие к ним. Любопытно, что «Послесловие к философским крохам» в несколько раз превышает по объему само произведение.
Кьеркегор и европейская философия
Современники не услышали Кьеркегора. Все книги он издавал за собственные средства, он хотел быть услышанным, но как истинного творца слава его не интересовала, ему важно было сказать то, о чем невозможно молчать. Голос Кьеркегора, раздавшийся из далекой Северной Дании, был услышан далеко за пределами скандинавского полуострова. Кьеркегор начал писать «пролог экзистенциализма». Другой великий «предшественник экзистенциализма», философ рубежа XIX – XX веков, испанец Мигель де Унамуно назвал Кьеркегора «своим братом». "Агонизм" в философии Унамуно, явно соотносится с «религиозностью» Кьеркегора.
«Открытие Кьеркегора» состоялось уже после его смерти, умер философ в Копенгагене в 1855 году во время эпидемии гриппа. Его соотечественник, датский литературовед Георг Брандес стал одним из первых, кто обратил внимание на его наследие. Книгу о Кьеркегоре Брандес публикует в 1877. Наследие Кьеркегора пришло в европейскую философию XX века, многие его идеи были «подхвачены» и переосмыслены Мартином Хайдеггером, одним из главных представителей европейской экзистенциальной философии.