Почему Петербургское метро изначально не стало Петербургским
Метрополитен северной российской столицы при своём зарождении вполне мог получить наименование Петербургского. Ещё в 1820 году мещанином Торговановым предложено было соединить Адмиралтейскую сторону с Васильевским островом подводным туннелем. Первые серьёзные проекты горячо обсуждались уже на исходе XIX века, названного Александром Блоком веком «железным». Активно развивавшееся железнодорожное сообщение требовало новых наземных коммуникаций. Так, над Обводным каналом в 1906-1916 годах расширялась система надёжных металлических Американских мостов. Новые мосты над Невой планировалось возвести и для прокладки эстакадно-тонелльных линий метрополитена. Столичное метро мыслилось по преимуществу надземным. Основная задача внутригородской железной дороги – соединить между собой вокзалы Санкт-Петербурга. Было подано на рассмотрение не менее десятка проектов. Вот некоторые из них:
- П.И.Балинский, гражданский инженер, предлагал как в Москве, так и в Петербурге провести кольцевые линии, охватывающие пригороды, соединив окружную дорогу по радиусам несколькими ветками. Планировалось выстроить над Невою 11 новых мостов, протянуть через город высокие насыпи для прокладки рельсов. Работы оценивались в 190 млн.рублей, сумму, по тем временам внушительную, общая протяжённость одиннадцати линий составила бы свыше 100 км. В 1903 году сторонники трамвайного сообщения сумели убедить Государя Императора принять решение в свою пользу.
- В.Н.Печковский предлагал построить у Казанского собора в центре города вокзал, соединенный со всеми остальными вокзалами города тоннельно-эстакадными линиями.
- Г.А.Гиршсон убеждал проложить подземную железнодорожную линию под Невским проспектом. На более масштабные проекты подземного сообщения у государственной казны недоставало средств, да и электрификация Петербурга на том момент вряд ли позволяла осуществить грандиозные андеграундные задумки.
Последнее решение в пользу Петербургского метрополитена было принято в самый канун Первой мировой войны. Градоначальник граф И.И.Толстой убедил Думу, ввиду перегруженности открытых в 1907 году трамвайных линий, выделить 25 тысяч рублей на возобновление проектной деятельности. Вскоре развернувшиеся военные действия, социальные потрясения, закончившиеся долгим гражданским противостоянием, разделением общества на «белых» и «красных», необходимость восстановления экономики страны надолго похоронили самую мысль о создании метрополитена в Петербурге, Петрограде, а затем и Ленинграде.
Ленинградский Метростой в 40-е годы XX века
В 1935 году «сталинское» метро было открыто в Москве. Возглавлявший исполком ленинградского горсовета А.Н.Косыгин в 1938 году заручился поддержкой правительства по вопросу строительства подземных туннелей в городе на Неве. В основу лёг проект Ленинградского НИИ коммунального хозяйства, протяжённость пяти спроектированных линий (радиальной, кольцевой и трёх диаметральных) должна была составить 165 км. К апрелю 1941 года провели 34 шахтных ствола, поначалу под руководством инженеров московского Метрогипротранса, а с 21 января 1941 года – под контролем специально созданной Ленинградской Дирекции.
Диаметр шахт, как и в Москве, составлял 6 м, первая «красная» ветка должна была протянуться от станции «Автово» на север. Начавшаяся война и наступившая вскоре вслед за этим блокада Ленинграда прервали начатые работы. Опасность обрушения шахт заставила затопить все выработки и стволы. Метростроевцы были мобилизованы на возведение оборонительных сооружений вокруг города. В 1944 году погиб первый директор Ленинградского Метростроя И.Г.Зубков, на этом посту его сменил генерал-майор В.Е.Матишев, прежде ответственный за железнодорожное обеспечение «Дороги Жизни», затем в 1946 году специально созданный «Ленметропроект», разместившийся по адресу Невский, 26, возглавил М.А.Самодуров. Разрабатывались новые технологические решения, отличавшие метрополитен Ленинграда от московского:
- станции проектировались «на горках» (с постепенным повышением перегонов к месту посадки-высадки пассажиров);
- был уменьшен на полметра диаметр тоннелей, ранее проектировавшихся по московским стандартам;
- количество станций в довоенном проекте также было уменьшено с 12 до 7 с перспективой добавления восьмой – «Владимирской».
Строительные работы возобновились 3 сентября 1947 года. На заводах «Ленметропроекта» с 1949 года стали выпускать собственные горнопроходческие комбайны.
Если первые 13 станций Московского метро были отстроены всего за два года, с 1933 по 1935, в Ленинграде на строительство в труднейших природных и экономических условиях потребовалось большее время. От окончания войны до ввода в эксплуатацию линий Ленинградского метрополитена прошло чуть более 10 лет.
Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В.И.Ленина
Как таковой, метрополитен был учреждён постановлением Совета Министров СССР на исходе 1954 года. Организация расположилась в здании, в настоящее время соединенном с наклонным входом станции «Технологический институт».
Первый эскалатор опробовали в течение 48 часов, начиная с 5 августа 1955 года, на станции «Площадь Восстания». Через два дня был пущен пробный электропоезд, состоявший из четырёх вагонов под номерами 690-693. Постоянное сообщение меду станциями торжественно открылось в 5:10 по местному времени 5 ноября того же года, в 6:00 вагоны, в которых пока ещё не было пассажиров, тронулись в путь по графику рабочих дней.
1023 метростроевца удостоились правительственных наград за открытие первой очереди. Сам же Ленинградский метрополитен получил орден Ленина в качестве своеобразного «рождественского подарка» 7 января 1971 года (Московский заслужил ту же награду в далёком 1947 году). Метро Северной Пальмиры носило явно тавтологическое наименование, вызывавшее едкий сарказм авторов антисоветских анекдотов, вплоть до июля 1992 года. К этому моменту Ленинградский метрополитен насчитывал 54 станции (мистическим образом по числу лет жизни вождя мирового пролетариата), общая длина перегонов составила 94,2 км (всего лишь 57% от «сталинского» проекта 1937 года).
Движение по Московско-Петроградской линии открыли за три дня до гагаринского старта «космического» 1961 года. Третья, Невско-Василеостровская линия, вступила в строй 3 ноября 1967 года, а 30 декабря 1985 года первая очередь Правобережной линии связала площадь Александра Невского со станцией «Проспект Большевиков».
За советский период в метрополитене случилась всего одна крупная авария, так называемый «размыв» на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в 1974 году. Вода затопила около 1 км подземных тоннелей, что отозвалось просадкой грунта на поверхности (до сих пор сохранившиеся следы можно видеть с Политехнической улицы в полуразрушенных и частично отреставрированных корпусах НПО «Аврора»). Осенью того же 1974 года было образовано профессионально-техническое училище Метрополитена для подготовки собственных кадров, а весной следующего, 1975, метро передаётся в ведение Министерства путей сообщения.
1977 год ознаменован закрытием временной открытой станции «Дачное» (взамен неё введены в строй «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов»), тогда же поступают на линии новые вагоны 81-717/714.
Последним значимым событием, что относится к истории именно Ленинградского Метрополитена, не переименованного в Петербургский, стало продление Правобережной линии на северо-запад до станции «Садовая» 29 декабря 1991 года.
Некоторые факты о Ленинградском метро
Ленинградское метро стало своеобразным экспериментальным полигоном для обкатки всех технических новшеств, после одобрения которых они передавались в пользование старшему московскому собрату. Поезда и турникеты, опробованные в городе на Неве, тиражировались и в иных республиканских столицах, мегаполисах Союза, оснащённых метрополитеном. Так или иначе, город на Неве, вновь обретший имперское имя Санкт-Петербург, навсегда отмечен особенностями, не повторёнными и не превзойдёнными нигде на территории бывшей Российской Империи.
- Ленинградский метрополитен самый глубокий, самый северный и самый западный из российских (по максимально достигнутой глубине уступает только метро Пхеньяна), станция «Адмиралтейская» - самая глубокая Европе (102 м);
- красота соединена в нём с логичностью и функциональностью, здесь совершенно невозможно заблудиться, а представить стены, испещрённые граффити на манер андеграундов западного мира, в российской культурной столице практически невозможно;
- с 29 апреля 1961 года открытием станции «Парк Победы» в Ленинграде была открыта серия станций по типу «горизонтальный лифт» (с распашными дверями), всего было отстроено 10 таких станций (последняя, «Звёздная» сдана в эксплуатацию в 1972 году). Опыт не был повторён более нигде в мире, так как новшество оказалось экономически нецелесообразным.
Сопряжено было строительство Метрополитена и с антирелигиозной большевистской компанией. При строительстве трёх станций – «Площадь Восстания», «Сенная» и «Чернышевская» уничтожались прежде бывшие на их месте православные церкви – Знаменская, Спаса-на-Сенной и Космы и Дамиана.
Громкие заявления о возрождении храма на Сенной неподалёку от станции метро пока что ограничились сбором неизвестно куда канувших средств. А значит, в непостижимым образом переименованном в Санкт-Петербург городе метрополитен по своей сути по-прежнему остаётся Ленинградским.